Перейти к разделу.

 

Михаил Николаевич Лебедев
(1877—1951)


В славную когорту основоположников коми советской литературы, наряду с Виктором Савиным, Вениамином Чисталевым, Василием Лыткиным, Егором Колеговым, Николаем Поповым, входит любимый всем коми народом поэт Михаил Лебедев. Русский по национальности, но выросший в коми среде и в детстве получивший эстетическое воспитание на произведениях коми устнопоэтического творчества, он после Великой Октябрьской социалистической революции почти все свои поэтические произведения создавал на коми языке.

   Михаил Николаевич Лебедев родился 22 октября 1877 года в селе Межадор, в семье сельского писаря. Неуживчивый и строптивый харак­тер отца будущего писателя часто приводил его к столкновениям с на­чальством, и поэтому семье Лебедевых приходилось постоянно кочевать по селам Сысолы и Вычегды.

   Этот скитальческий образ жизни, несомненно, в какой-то мере спо­собствовал развитию в мальчике наблюдательности и пытливости. Суро­вые условия существования рано пробудили в нем сознание социальной несправедливости. В 1894 году Лебедевы переехали в Чердынский уезд, где М. Н. Лебедев уже с 1896 года жил самостоятельно, работал в дол­жности помощника волостного писаря сначала в Покче, потом в Мошево. В 1899 году он возвратился в родные места. Много лет писатель ра­ботал в селе Нёбдине. Затем и 1915 году обосновался в селе Корткеросе и до самой смерти трудился там. Лишь в ноябре 1916 - феврале 1917 года он находился в армии, в запасном полку, в Костроме, где заболел и, провалявшись пять месяцев в госпитале, был демобилизован.

На вопрос в анкетах «образование?» Лебедев обычно отвечал - «домашнее». В школе он пробыл всего год. Грамоте его учил отец. С дет­ства он пристрастился к чтению художественной литературы, жадно по­глощал все, что ему попадалось под руку. Подростком же в подражание прочитанному начал сочинять сам.

   Все написанное отправлял в редакции различных журналов и га­зет, но безрезультатно. Лишь однажды на обложке журнала «Всходы» анонсировался роман М. Н. Лебедева «Разбойничье гнездо», однако опубликован не был. Наконец, фортуна все же улыбнулась. Издатель­ство А. А. Каспари в Петербурге   приняло   одно его произведение, и в 1898 году увидел свет его «историче­ский роман-хроника из эпохи Отечест­венной войны 1812 года - «За богом молитва, за царем служба не про­падут».

После опубликования романа М. Лебедев с удвоенной энергией от­дался литературному творчеству. Его письма к родителям в конце 90-х го­дов дышали жаждой сочинительства. Он сокрушался, что канцелярщина съедает его время.

   В 1899 году в нижегородской по­литико-общественной и литературной газете «Волгарь» в трех номерах под­ряд печатался большой рассказ Лебе­дева «Отец Телентий», имеющий подзаголовок «Рассказ из жизни по­волжских сектантов». Молодой писа­тель обнажал скрытые от широкой общественности некоторые непригляд­ные действия властей, показывал, в каком невежестве, темноте находится народ. Написанный в начале творче­ского пути писателя этот рассказ красноречиво говорил об идейно-тема­тических интересах автора. Однако М. Лебедев после этого на добрый десяток лет отошел от крестьянской тематики, от современных социаль­ных коллизий и углубился в историю, в предания, а также в разработку мещанско-сентиментальных и нравственно-назидательных тем.

   Чем это объяснить? Разгадкой могут служить строки из автобиогра­фии писателя о том, что он с 1900 года находился под надзором полиции за получение из Лондона революционного издания - «Листок свободно­го слова» -  и, разумеется, лишен был возможности служить после этого на какой бы то ни было, хотя бы на самой незначительной, должности. В 1900 году М. Лебедева вызывали в Усть-Сысольское уездное управле­ние полиции для соответствующего внушения.

   Однако наибольшее, определяющее влияние на творческие искания молодого писателя оказывала литература, которую он читал. В авто­биографии М. Лебедев писал, что у него был лишь один учитель - кни­га. В основном это была низкопробная журнальная литература. Под стать беллетристике, поглощавшейся им, была и историческая научная литература, формировавшая его общественно-политические взгляды.

   Что представляют собой повести и рассказы М. Лебедева на истори­ческие темы? Это произведения, в которых на фоне крупных событий рисуются отдельные моменты из жизни и деятельности исторических личностей и занимательные происшествия с вымышленными героями. В этих произведениях М. Лебедев обращался к эпохам важных общест­венных сдвигов: «смутному времени», борьбе русского народа против та­тарского нашествия, Отечественной войне 1812 года и т. п. Эти вопросы в русской историографии были наиболее разработанными, и писатель не отходил от традиционного, официозного, идеалистического их осве­щения. Исторический процесс в произведениях Лебедева выступает как результат деятельности великих личностей. Представители народа фи­гурируют в его произведениях постольку, поскольку отдельные герои должны, обязаны проявлять себя, возвышаться над массами.

   Обращаясь к показу знаменательных событий в русской истории, М. Лебедев, несомненно, руководствовался искренним патриотическим чувством. Но, к сожалению, это чувство не нашло воплощения в ярких художественных образах, так как в своей творческой практике М. Лебе­дев подражал узконационалистической, псевдопатриотической истори­ческой беллетристике.

   В немногочисленных произведениях на современные темы звучат мещански-морализаторскис мотивы. Таков святочный рассказ «Иван Голой» (1900). Типичным образцом «жестокого романса» является сти­хотворение «Печальная повесть» (1901). В олитературенных М. Лебеде­вым преданиях и легендах коми народа коробит сентиментально-нази­дательный тон и выпячивание религиозно-нравственных идей. Писатель на какое-то время оказался в плену той идеологии, которую внедряла буржуазно-дворянская литература. Интересы и стремления пролета­риата были ему чуждыми и непонятными, но революционные события 1905 года всё же не могли оставить   М. Лебедева   равнодушным к ним.

   После первой русской революции в творчестве М. Лебедева обнару­живаются заметные перемены. Писатель переходит от исторической те­матики к современной. Более того, он обращается не к современности вообще, а к окружающему его миру, к коми действительности, к жизни коми народа. Примечательно и то, что в этот период он написал произ­ведения автобиографического содержания. Приукрашенные образы представителей высшего света сменялись реалистическими картинами близкой автору действительности. Официально-патриотические мотивы исторических повестей и рассказов все чаще вытеснялись критически-протестующими.

   В этот период М. Лебедев окончательно не порвал с исторической тематикой, но в произведениях этого жанра па первый план теперь вы­двигаются лица из низших слоев общества. Тема патриотизма раскрыва­ется на новых образах, образах людей малообеспеченных, не славящих­ся ни богатством, ни знатностью. Такова, например, повесть «В горящей Москве», содержание    которой составляют    картины занятия    Москвы французами. Этими же признаками наделен исторический рассказ «Суд царицы», в котором автор заимствовал сюжет «Дубровского» А. Пуш­кина.

   В его произведениях стали явственно звучать идеи сострадания к лю­дям, гуманистические мотивы. Об эволюции взглядов писателя на со­циальную действительность и о становлении реалистического творческо­го метода свидетельствуют многие его произведения 1905—1915 годов. Таковы повести «Таня Осинина» и «В волостном омуте», рассказы «Сре­ди медведей», «На общую пользу», «Фома Лёкмортов» и, наконец, сти­хотворения на коми языке, написанные в 1913 году. Именно в этот период в сознании писателя под воздействием окружающей среды, под влиянием общественно-политических событий в стране и в связи с об­щей демократизацией его мировоззрения происходит возрастание инте­реса к народу, к его нуждам и запросам.

   Видя кабальную зависимость крестьян от торговцев, купцов, кула­ков, М. Лебедев пытается искать пути облегчения участи обираемых эк­сплуататорами крестьян. В рассказе «На общую пользу» автор акцен­тировал внимание на том, что представители буржуазии готовы «по три шкуры» с крестьян драть. И констатируя этот факт грабежа, писатель начинает искать выход в организации потребительской кооперации, ис­кренне веря в то, что это принесет крестьянам избавление от торговцев и кулаков. Утопистско-гуманистические идеи, увлекшие писателя, не позволили ему трезво и реалистически оценить роль кооперации в бур­жуазном обществе. Пропагандируя идеи потребительской кооперации, М. Лебедев смыкался с правительственной точкой зрения. Известно, что в годы столыпинской реакции кооперация в деревне распространилась весьма широко, она способствовала экономическому укреплению кула­чества.

   М. Лебедев не понимал сущности экономических процессов в де­ревне, но важно, что все его симпатии были на стороне притесняемого кулаками крестьянства. Об антипатии к кулачеству, о сочувствии к трудящимся крестьянам свидетельствовало его первое крупное реали­стическое произведение на современную тему, написанное в годы реак­ции — повесть «Таня Осинина». Впервые в творчестве М. Лебедева появ­ляется образ сельского эксплуататора, который в этой повести высту­пает в роли деревенской торговки. М. Лебедев не пожалел черных кра­сок, чтобы создать отталкивающий образ двуличной, жадной и хитрой, лишенной нравственных устоев торговки, движимой в своих поступках лишь идеей стяжательства, обогащения.

   К_образу кулака писатель возвращается в 1914 году в рассказе «Фома Лёкмортов». Выразительна уже сама фамилия богатея - она происходит от слов «лёк морт», что по-русски означает «злой, плохой человек». Лёкмортов - грубый, беззастенчивый человек, открыто гра­бящий односельчан. На работающих на его поле крестьян он покрики­вает так же, как покрикивал помещик на крепостных. «Хитрый он, лукавый, как бес, никакого закона не признает, всех надувает, всех обижает, всем грубости говорит, а сам живет как барин, как помещик... Деньги лопатой загребает», - так характеризует его один крестьянин.

   В этом бессюжетном рассказе громко звучит голос автора, протес­тующего против насилия, зла и несправедливости в обществе. Портрет кулака реалистичен, выхвачен из жизни. Он нарисован кистью наблю­дательного и чуткого художника, следующего принципам критического реализма.

   Наиболее значительным реалистическим произведением в дорево­люционном творчестве М. Лебедева является повесть «В волостном омуте» (1914). Опубликована была лишь ее первая часть. В 1915 году журнал «Ратоборец», в котором она печаталась, был закрыт, и вторая часть осталась в рукописи. Повесть посвящена деревенской жизни ка­нуна и периода революции 1905 года. Правда, в ней нет широкой пано­рамы - сельской действительности. Мало внимания уделил писатель кре­стьянам. Об их жизни читатель узнает главным образом по суждениям главного героя повести, волостного писаря, и но немногочисленным вы­сказываниям отдельных представителей сельской интеллигенции. Писа­тель в основном показывает представителей местной власти (волостное правление, волостной суд), сельских и уездных чиновников, земских деятелей.

   В повести четко разграничены две сюжетно-тематические линии. Одна из них - гуманистическая, вторая - обличительная. Гуманистиче­ский мотив повести выражен глубоким сочувствием «маленьким» людям, бесправным, притесняемым сильными мира сего, униженным и оскорб­ленным. Эта идея воплощена в образе Ивана Котельникова, главного героя повести.

   Повесть убеждает, что картины произвола, несправедливости и при­теснения простых людей, наблюдавшиеся в жизни, вызывали в писателе протест и возмущение. Но социальных причин несправедливости М. Ле­бедев не видел, он их искал в этической сфере. В его реалистических произведениях, в частности в повести «В волостном омуте», призыв к состраданию, к милосердию превалирует над призывом к борьбе. И борьба Котельникова за честь и достоинство каждого простого чело­века не выходила за рамки критики недостатков существовавшего строя, не покушалась на его основы. Недаром он всю свою энергию, решимость и волю направил на сбор подписей под прошением царю.

   Но несмотря на узость, ограниченность критики существующих по­рядков повесть «В волостном омуте» не только является важным этапом в творческих исканиях писателя, значительным шагом вперед в оценке окружающей действительности, по имеет и познавательное значение, реалистически воссоздавая картины сельской и уездной жизни дорево­люционного периода в Коми крае.

   От псевдоисторической беллетристики и мещанско-сентиментальной литературы к критическому реализму, от конституционно-либеральных воззрений к демократическим — такова эволюция мировоззрения и творчества дореволюционного М. Лебедева. Эта эволюция подготовила его к безоговорочному принятию Великой Октябрьской социалистической революции.

   Поэтому естественно, что важным этапом в творчестве М. Лебедева явились послеоктябрьские годы, когда он начал активно выступать как публицист. Первая его статья «Зырянская интеллигенция и народ» зна­меновала собой зарождение советской публицистики в Коми крае. Анализируя взаимоотношения национальной интеллигенции и народа, автор, в частности, писал: «Несмотря на то, что большинство наших интеллигентов вышли из рядов крестьянства, несмотря на то, что по крайней мере две трети их воспитывались на народные деньги, они скоро забыли о родном народе, забыли, потому что образованному че­ловеку стыдно говорить по-зырянски, стыдно, наконец, якшаться с про­стыми зырянами». В статье отчетливо сказался детерминизм во взгля­дах Лебедева, убеждение в том, что личность не свободна в своем бытии, она зависит от воспитавшего ее народа, от страны и времени, в которых она живет.

Главным недостатком коми интеллигенции М. Лебедев считал стремление ее «вырваться из лагеря угнетенных и перейти в лагерь угнетателей». Истинное лицо ее реакционной части обнажила Октябрь­ская революция. И это очень верно подмечено в публицистике М. Ле­бедева.

    В своих статьях М. Лебедев будил в народе патриотическое чувство нового качества, чувство гордости за великую революцию, которая «да­ла свободу и нашему зырянскому народу», «раскрепостила наш народ и отдала в его руки старинную зырянскую землю с ее естественными богатствами». Писатель находил выразительные слова для определения того нового, что внесла в жизнь народа Октябрьская революция. «Бур­жуазно-помещичий режим, - писал Лебедев в статье «Доброе старое время», - в том и заключался, чтобы насмерть избивать человека не только физически, но и нравственно... Октябрьская же революция изба­вила человека от нравственных унижений, от морального угнетения. Теперь открылись широкие возможности для нравственного совершен­ствования человека, для развития положительных качеств его».

   Открытые революцией возможности сам М. Лебедев старался реа­лизовать в художественном творчестве на коми языке. В центре внима­ния его поэзии стали быт и труд коми крестьянина. Так, в стихотворении «Праздник уджалысь мортлöн» (Праздник труженика, 1919) М. Лебе­дев особо подчеркнул чувство собственного достоинства человека труда. Хозяин, у которого происходит праздник, Сандрö Петыр, считает нуж­ным отрекомендоваться так:

Танi ставным ми                             
Гöрысь-кöдзысьяс,                           
Ставным öткодьöсь,                          
Абу купечьяс!   

Здесь все мы
Пахари-сеятели,
Все одинаковы,
Не купцы!

   Интересы крестьян-тружеников расширились и определенно связа­ны с завоеваниями Октября, хотя в стихотворении сама революция и не названа. О чем же они толкуют за праздничным столом?
Кыдзи вöляыс                                      
Йöзлы петöма,                                     
Кыдзи вöлясö                                        
Колö паськöдны...   

Как воля
Пришла к людям
Как эту волю
Надо расширить...

   Трудом украшается и преобразуется земля. Такую мысль проводит поэт в стихотворении «Коми му» (Коми земля, 1918), описывая огром­ные перемены, происшедшие в советское время в его родной парме.

Муна водзö, муна ылö,                        
Оз и помась пемыд вöр.                        
Кöнкö гора сёрни кылö.                        
Бриньгö пила, клёнгö чер.  

Иду вперед, иду дальше.
Не кончается темный лес.
Где-то громкий разговор слышен,
Звенит пила, стучит топор.

   Это стихотворение уже в первые годы Советской власти преврати­лось в песню, хорошо выражавшую чувства и настроения освобожден­ного революцией народа. И в дальнейшем использование М. Лебедевым поэтических традиций национального фольклора и богатейшего опыта русской песенной культуры позволило ему значительно обогатить пе­сенный репертуар коми народа. Большую популярность получили его песни «Мыйла нö, шондiöй, вöр сайö лэччöмыд?» (Что же ты, солнце, за лес опустилося?), «Эзысь тöлыся вой» (Серебролунная ночь), «Мича ныв» (Красивая девушка) и другие. Поводом для создания некоторых из них послужили русские песни. Так, источником песни «Что же ты, солнце, за лес опустилося?» послужила песня А. Вельтмана «Что затуманилась, зоренька ясная?», опубликованная в его стихотворной повести «Муромские леса» (1831).

   Ряд песенных текстов поэт создал после войны: «Застольнöй сьы­ланкыв» (Застольная песня, 1946), «Колхознöй сьыланкыв» (Колхоз­ная песня, 1948), «Миян сьыланкыв» (Наша песня, 1949). Но они, к со­жалению, не получили столь широкого признания, как его песни 20-х годов, которые до сих пор бытуют в народной среде и охотно испол­няются на самодеятельной сцене.

   В конце 20-х годов на материале легенд из прошлой жизни коми народа Лебедев создает ряд поэм. Таковы его поэмы-сказки. «Кöрт-Айка» (1928), «Яг морт» (Лесной человек, 1928), «Юрка» (1928), «Повтöм зон» (Бесстрашный парень, 1929) и другие.  

   В центре поэмы «Бесстрашный парень», написанной с подзаголов­ком «Важ коми олöмысь» (Из жизни древних коми), - удалой коми охотник Ёкыш (Окунь). Свой промысел он ежегодно продавал жадному купцу, привозил от него топор и копье, «словно кости, брошенные собаке». Но в то же время Ёкыш сознает, что если бы купцы не привозили железные изделия в Коми край, «охотникам стало бы совсем туго»:

Уна эмöсь коми пиян,                            
Кодлöн абу весиг чер –                            
Пуыд керавтöг оз пöр.   

Много есть коми сыновей,
У которых нет даже топора –
А дерево, если не срубишь, не повалится.

Ёкыш и коми крестьяне пытаются обменять добытые ими в лесах собольи и лисьи меха на железные орудия для охоты и хозяйства у куп­цов, расположившихся на высоком берегу Вычегды. Но попытка Ёкыша и его товарищей осуществить торговую сделку оканчивается их гибелью. Симпатии автора всецело на стороне народного заступника Ёкыша, ко­торый свою жизнь отдает в борьбе за общее дело.

   Мотивы борьбы за социальное равенство, за счастливую долю составляют стержень поэмы-легенды М. Лебедева «Бурань» (Добрая женщина). Недолго ходила по Коми земле Бурань, недолго призывала она простых тружеников к объединению в поисках светлого пути. Под­караулили однажды ее «три ворона, одетые в лисьи шубы», и пала она под ударами их топоров.

   Оригинальными жанровыми особенностями обладают произведения М. Лебедева, названные им «оперетками». По существу это драматизи­рованные поэмы с лирическими отступлениями-песнями, которые мож­но было поставить на любой деревенской сцене. В оперетке «Тун» (Кол­дун) коми поэт создает образ юной коми пряхи, которую не соблазнили ни богатства купца, ни положение барыни, обещанное ей при сватовстве. Сашук решительно отвергает и райский сад колдуна с растущими в нем золотыми деревьями, на которых поют золотые птицы, а с цветка на цветок перелетают золотокрылые пчелы.

    Тема современности отразилась в оперетке «Настук» (Настя), в ко­торой автор показал, как вчерашняя робкая батрачка нашла свое место в новой жизни. Этим произведением Лебедев одним из первых среди коми писателей откликнулся на тему коллективизации деревни.

   Значительное внимание М. Лебедев уделил разработке темы «прежде и теперь». С помощью антитезы решается она в поэмах «Цардырся олöм» (Жизнь при царе, 1927) и «Пöчöлöн олöм» (Жизнь старухи, 1930). Так, лирический герой поэмы «Жизнь при царе» вспоминает:

Уна, ме сортовка тöвъясын лэдзлi,               
Лым пиын уявлi, кынтывлi кок,                                       
Уна ме шпал сэки лöсавлi - вöчлi.                 
Унаысь доймывлi, горöдлi: ок!                                                                    п

Много сортового леса каждую зиму я заготовлял,
Много по снегу бродил, ноги простужал,
Много шпал обтесал я тогда,
Много раз ушибался и охал!

   Интонация и образный строй поэмы напоминают некрасовское сти­хотворение «Железная дорога». В оценке "дореволюционного началь­ства, этих мироедов и кровопийц, М. Лебедев также пользуется некра­совскими мерками:

Расчетла воан, а нажöтка нинöм.                
Пöдрадщик висьталö: «Чинöма дон!»                                                         
Видзöдлан сы вылö — пöльтчöма                 
кынöм.                                                      
Уджалысь вир вылыи тшöгöма, пон!

За расчетом придешь, а заработка
никакого
Подрядчик говорит: «Снизилась
цена за работу!»
Посмотришь – у самого пузо
распирает.
На крови трудящихся разжирел,
собака!

   Таковы же «десятник», «почтенный лабазник, толстый, присади­стый, красный, как медь», купчина-подрядчик, выставляющий рабочим бочку вина. Близкие образы, тот же стихотворный размер, что и у Не­красова. Но если русский поэт выражает веру в то, что народ «широ­кую, ясную грудью дорогу проложит себе», то герой М. Лебедева, поэма которого была написана в советское время, благодарит «октябрьский день», «красную революцию», навсегда избавившие людей от рабства, унижения и нищеты.

   Однако постепенно в разработке темы «прежде и теперь» М. Лебедев начал повторяться, появились риторичность и назидательность, проти­вопоставление старого и нового стало выглядеть слишком прямоли­нейным:
Важся сё пöв ёрöм кадлöн               
Пыдö гуалöма шой.                          
Коми муын öнi быдöн                      
Кыпыд сьöлöма да збой. 

Старого, сто раз проклятого времени
Глубоко закопан труп.
На Коми земле теперь каждый
Радостен сердцем и смел.                

   Значительно более глубокое идейно-эмоциональное воздействие на читателей, благодаря злободневности тематики и разнообразию художе­ственной палитры, оказали сатирические поэмы М. Лебедева «Кыдзи поп ворссис кык мöс» (Как поп лишился двух коров, 1928), «Кык кулак» (Два кулака, 1931), «Кодi оз уджав, сiйö оз сёй» (Кто не работает, тот не ест, 1931). В первой поэме поп наказан судом и сельским обще­ством за свою жадность. Во второй говорится о попытке кулаков по­мешать выполнению плана лесозаготовок после того, как Советская власть отвергла их домогательства. В поэме «Кто не работает, тот не ест» автор убеждает, что пролетарию не по пути с бывшим губерна­тором, купцом, попом, кулаком и тунеядцем («шлёнъялысь морт»).

   В 30-е годы М. Лебедев успешно работал в жанре политической сатиры. Поджигателей войны разных мастей — фашистов, соглашате­лей, предателей интересов рабочего класса — разоблачает он в своих стихотворениях. Среди произведений политической сатиры наибольшую известность приобрело стихотворение Лебедева «Римской папа шуис тшапа» (Римский папа изрек хвастливо, 1930—1933).

   Новые художественные грани, уверенную призывную интонацию приобрела патриотическая лирика М. Лебедева периода Великой Отече­ственной войны:

Миян вöляным -                                       
Дзирдалысь шондi.                                   
Сiйöс кусöдни оз вермы враг.                   
Нэм чöж гордöя шпоргыны пондас          
Сöвет му весьтын гöрд рöма флаг!   

Наша свобода –
Сияющее солнце,
Её погасить не может враг.
Вечно будет гордо развеваться
Над Советской землей красный флаг!

    Правда, в лирике этого периода, особенно на заключительном этапе войны н в первые послевоенные годы, образное мышление часто усту­пает место понятийному, снижается эмоциональное напряжение:

Земной шар пасьтала юргö                 
Миян войскалöн победа.                     
Краснöй Армиялись доблесть             
Дзик став мирыс öнi тöдо. 

По всему земному шару гремит
Победа наших войск
Доблесть Красной Армии
Теперь весь мир знает.

   М. Лебедев проявил себя искусным баснописцем. Много оригиналь­ных басен написано им о труде колхозника, рабочего, служащего. Коми баснописец не упускает случая похвалить труженика за хозяйствен­ность, трудолюбие, находчивость, сообразительность, честность, а, с другой стороны, заклеймить позором лодыря, прогульщика, тунеядца, бюрократа, пьяницу.

   Нарицательным стало имя колхозника Митрофана из одноименной басни, воспринимающееся, как синоним лентяя и приспособленца, не упускающего случая выхватить себе кусок пожирнее из общего котла. Характерным признаком басен М. Лебедева является то, что в них отри­цательным персонажам противопоставлены положительные герои. Так, в басне «Педьö да Рöдьö» (Федор и Родион) в одних и тех же условиях действуют жизненные антиподы. Родион просыпается поздно, час-дру­гой чаевничает, потягивается и не выйдет на работу, пока двадцать пять раз не покурит. А Федор доволен и своей работой лесозаготови­теля, и тем, что обед ему готовят, и что жилище светлое и теплое, и что в красном уголке книги и газеты можно прочитать.

   Для создания положительных басенных образов М. Лебедев при­спосабливает традиционные символы к новым условиям. Так, образ муравья в басне «Сюсь кодзувкот» (Умный муравей), использованный не в маскировочном, а в оценочном значении, напоминает выросшего в советской действительности творческого, находчивого работника. Мура­вей Муйирысь сообразил, что надо взобраться на пень и посмотреть сверху на строительство муравьиного городка, чтобы определить, по­чему, несмотря на непрерывную работу в течение всего лета, не продви­нулось строительство муравейника. Он предлагает вести работу по плану, чтобы ни один шаг не пропадал даром и чтобы при этом трудо­любие сочеталось с умением.

   Однако М. Лебедев не всегда удачно использовал в баснях тради­ционные образы. Так, в басне «Лёк ош, руд кöин да öтувтчöм мöсъяс» (Злой медведь, серый волк и объединившиеся коровы) очень неудачно сопоставление колхозников с объединившимися коровами. Тем не менее персонифицированные басни М Лебедева составляют оригинальную по художественному почерку и значительную по количеству часть басен­ного творчества коми поэта. В этом смысле показательны даже сами названия его басен: «Чань да Петыр Вань» (Жеребенок и Иван Петро­вич), «Педьö да Рöдьö» ("Федор и Родион), «Колхозник Митрöпан», «Миш Васьлöн план» (План Василия Михайловича), «Иван Иванович» и другие.

   Многие персонажи басен М. Лебедева близки к образам народных сказок. Так, в басне «Чань да Петыр Вань» осуждаются действия глу­пого «хозяина», оставившего жеребёнка сторожить поле, точно в сказ­ке об Иванушке-дурачке. Из народных сказок в басни М. Лебедева пе­решли жадный волк, злые собаки, глупый медведь. Умело вводит автор в своп басни пословицы и поговорки: тшыг вöлыд сёйтöгыд оз гöр (голодная лошадь без корма пахать не будет), тэ эн кö уджав, он и сёй (если ты не работал, то и не поешь). М. Лебедеву принадлежат многие запоминающиеся афоризмы: мем зептö некод зарнисö оз кисьт (мне в карман никто золота не сыплет), оз уна бурыс сэтысь чукты, кор пуксяс веськöдлысьö асьсö ошкысь морт (мало толку будет, если в руководители попадет хвастун) и так далее.

   Язык басен М. Лебедева насыщен юмором, нередко переходящим в иронию и сарказм. О жеребенке, стерегущем пшеничное поле, напри­мер, сказано так:

Оз лэдзлы ракаяссö йöрö,                      
Зэв зiля сэнi вöрö. 

Не пускает ворон на поле
Изо всех сил там трудится.

   А о прекраснодушном руководителе в басне «Иван Иванович» гово­рится:

А кывлас кö, мый служащöйыс код         
Да ассьыс уджсö дзугö,                           
Пыр шуас сылы: «Мун да вод!»

А если услышит, что служащий пьян
И портит свою работу,
Сразу скажет ему: «Иди да спи!»           

   Есть у М. Лебедева и басни, перекликающиеся с крыловскими. Басня «Гриша дядь да кöин» (Дядя Гриша и волк) своим содержанием и моралью напоминает басню Крылова «Кот и повар». Басня «Налим юква» (Уха из налима) перекликается с басней «Демьянова уха», а басня «Кык понлöн öтувтчöм» (Солидарность двух собак) написана по мотивам басни «Собачья дружба». Однако в данном случае совсем не правомерно вести речь о простом заимствовании, ибо коми баснописец, опираясь на народность и реализм Крылова, вложил в свои басни на­циональное своеобразие, обработал материал коми жизни и умело использовал выразительные средства коми языка.

   Например, басня Лебедева «Дядя Гриша и волк», на первый взгляд, повторяет басню Крылова «Кот и повар». Крестьянин Гриша, рубивший в лесу жерди, увидел, как злой и жадный волк придавил его овцу. «Бес­стыжие глаза», «лесной бродяга», «чтоб утонул ты в болоте, чтоб по­полам разломилась твоя спина», - ругал волка дядя Гриша, пока тот не насытился его овцой. Однако лебедевское нравоучение имеет более широкий смысл:

Куш больöдчöмнад нинöм сэн он кер.          
Кöн колö шы да чер.  

Одной болтовней ничего там не сделаешь                                                                        
Где нужны копье и топор.

   Именно введение в басню злого, жадного волка вместо крыловского кота позволило М. Лебедеву раздвинуть границы сатиры от морально-бытовой до политической. Басня напоминала о том, как некоторые бур­жуазные лидеры ругают фашизм, а он все более наглеет под эту ругань.

   Михаил Лебедев хорошо известен и как детский писатель. При жиз­ни поэта и  в последующие десятилетия издано много его книг для юного читателя: «Стихъяс» (Стихи. Для детей среднего возраста, 1910). «Челядьлы стихъяс» (Стихи для детей, 1958), «Тулыс» (Весна. Стихи для детей дошкольного возраста, 1960), «Зарни чукöр» (Клад золота. Стихи для детей младшего школьного возраста, 1974). Переиздание в наше время произведений М. Лебедева для детей - это свидетельство высо­кого мастерства писателя и актуальности созданных им произведений. Об одном из них - стихотворении «Гажа тулыс воис» (Пришла веселая весна) - автор первого коми романа В. Юхнин, например, писал: «Оно такое объективное, легкое и радостное, так сочетается с весенним на­строением человека, что подходит и для старого, и для молодого, обра­зованного и малограмотного». Такой оценки заслуживают и другие лучшие произведения поэта.

   М. Лебедев первым из коми писателей был отмечен высокой прави­тельственной наградой — орденом «Знак Почета». Среди приветствен­ных телеграмм, присланных ему в связи с этим событием в 1939 году, была и телеграмма от Союза писателей СССР, возглавлявшегося тогда А. А. Фадеевым.

   Большой и сложный творческий путь прошел Михаил Николаевич Лебедев. Начав писать на русском языке произведения верноподдан­нического толка, он еще до революции перешел к правдивому изобра­жению действительности с демократических позиций. Перед Октябрь­ской революцией Лебедев создал ряд поэтических произведений на коми языке, а в годы Советской власти, постепенно преодолевая ограничен­ность своего мировоззрения, стал одним из зачинателей коми советской литературы. Умело черпая материал и изобразительные средства для своих произведений из коми фольклора и русской словесности, он та­лантливо работал в области лирики и публицистики, создал запоминаю­щиеся стихотворения и поэмы, выступил родоначальником жанра басен и «опереток» в коми литературе. Его произведения и ныне служат коми народу в борьбе за коммунистическое преобразование жизни.

(Источник: История коми литературы : в 3-х т. – Сыктывкар, 1980. – Т. 2. – С. 183-194.)

 

 
Корткеросская Центральная библиотека им. М.Н. Лебедева. 2014 год.
Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Советская дом 187, lebedevlib@mail,ru
8(82136) 9-24-80. 9-98-16.