БОЛЬШЕЛУГ (ЫДЖЫДВИДЗ) - село на правом берегу р. Вишеры, центр с/а, в 75 км от райцентра, Корткеросский р-н, одно из древнейших селений района. Первое упоминание о Большелуге относится к 1608. В то время «деревня Большой Луг» состояла из 8 дв. 5 из них были пусты. Жители двух пустых дворов умерли, судьба обитателей трех остальных опустевших дворов неизвестна - то ли они тоже умерли, то ли покинули деревню. Причиной запустения являлся голод. Жители занимались земледелием: в документе упоминаются «пашни паханые три чети с осьминой в поле», т.е. чуть более полутора десятин. Скотоводство тоже не имело крупных размеров; дозорная книга сообщает, что возле деревни имелось «сена 70 копен». Это, однако, значительно больше, чем в соседнем погосте Вишера (Богородск). Отсюда становится ясным происхождение названия деревни Большой Луг: это деревня, имеющая большие, хорошие луга, пожни. Вероятно, занимались большелугцы и охотой - вишерцы вообще славились как умелые охотники, промышлявшие соболей, горностаев, выдр, бобров, куниц и др. Фамилии жителей деревни не названы, все они перечислены в документе только по именам и отчествам: «Федосейка да Меньшик Макаровы», «Гришка Елисеев», «Федька Кондратьев». Спустя 38 лет, в 1646 в деревне Большой Луг по-прежнему насчитывалось только 3 жилых дв. В них проживали «Федосейко, прозвище Меншик, Макаров сын с детьми», «Сидорко Федоров сын Мишарин с детьми» и «Ивашка Юрьев сын Синбалев с сыном». Еще 3 дв. пусты. Их обитатели ушли из деревни. Жители двух дв. переселились в верховья Вычегды, которые стали активно заселяться в I половине XVII века: Василий Федоров Мишарин с детьми ушел «в деревню на Кулом» (близ современного Усть-Кулома), Корнил Петров переселился «в деревню на Усть-Неми (Усть-Нем). Хозяин третьего пустого дв., Тимофей Федоров, «сшел в Сибирь». В 1678 в деревне имелись 4 жилых и 1 пустой дв. Хозяин последнего Елизар Аврамов «сшел кормитца христовым именем» (просить милостыню). Переписная книга 1678 назвала 2 новые фамилии - Юрьев и Панюков. Постепенно, в течение XVIII-XIX вв. деревня разрослась. Свою роль в этом сыграл приток переселенцев из других мест. Например, в начале XVIII в. в Большелуг пришел крестьянин Антон Яковлевич Игнатов из Устюжской провинции. В 1784 в деревне было уже 42 дв. В XIX в. Большелуг стал селом. Здесь построили деревянную церковь. В 1859 в селе Большелужском проживали 277 мужчин и 281 женщина. В 1873 количество дв. достигло 75, жителей насчитывалось 510. Большое значение в хозяйстве приобрело отходничество на уральские заводы (Усольский, Богословский и др.), где жители Большелуга занимались, главным образом, заготовкой дров и деловой древесины. С 1890-х одним из важнейших видов местного промысла стала заготовка и сплав строевого леса. В 1888 в селе открылась церковно-приходская школа, в 1904 - библиотека, в 1910-1914 построили каменную церковь. В 1926 в Большелуге имелись фельдшерско-акушерский пункт, школа, изба-читальня, потребительское общество, товарищество по обработке земли, комитет крестьянской общественной взаимопомощи. В селе насчитывалось 153 дв., 712 жителей (318 муж., 394 жен.). В 1970 в Большелуге было 642 жителя; в 1989 - 620 (295 муж., 325 жен., коми); в 1995 - 661 житель, меньше, чем в I четверти XX в. По переписи 2002 население составляло 829 чел. (404 муж., 425 жен.). Коми вариант названия состоит из слов ыджыд (большой) и видз (луг).
Источник:
Жеребцов, И.Л. Где ты живешь? : Населенные пункты Республики Коми : Историко-демографич. справочник. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2000. - С. 21.