Перейти к разделу.

 

Изъюров Иван Васильевич
(род в 1910 г.)

Произведения видного коми прозаика И.В. Изъюрова широко известны в Коми республике. За три с половиной десятилетия литературной деятельности он издал много рассказов, очерков, повестей, рассказывающих о коми народе, об изменениях в хозяйстве и культуре, быту и психологии коми. Его творческая био­графия самым тесным образом связана с живой действитель­ностью как социалистической деревни, так и промышленного раз­вития республики. И. Изъюров — писатель очень чуткий к обще­ственным проблемам. Он всегда стремился и стремится откли­каться своими произведениями на актуальные вопросы современности показать то новое, что каждодневно рождается в советской действительности.
Знакомство с его творчеством, с его творческим путем имеет большое значение для уяснения процессов, характерных для коми прозы в период ее становления и дальнейшего развития.
Иван Васильевич Изъюров родился в с. Позтыкерос (Корткеросский район) 6 марта (22 февраля по старому стилю) 1910 года в семье крестьянина-бедняка. Учился он в Сыктывкарской школе II ступени. Как и многие его сверстники, он был пионером, даже сам организовал в своем селе пионерский отряд. Участвовал он и в работе Позтыкеросского сельского клуба.
Окончив в 1927 году среднюю школу, И. Изъюров поступает на работу в Коми книжное издательство, затем в редакцию журнала «Ударник». В годы Великой Отечественной войны И. Изъюров сражался на Карельском фронте, в то же время активно сотрудничая в армейских газетах.
В послевоенные годы писатель работал в редакциях газеты «Красное знамя» и журнала «Войвыв кодзув», а также в Сыктыв­карской студии телевидения.
В настоящее время он является ответственным секретарем Союза писателей Коми АССР.
Литературной деятельностью И. Изъюров начал заниматься, когда еще учился в школе II ступени. На страницах коми газет и журнала «Ордым» во второй половике 20-х годов печатаются стихи и коротенькие рассказы на бытовые темы начинающего писателя. С начала 30-х годов появляются его рассказы и повести, отражающие социалистическое строительство в республике.
И. Изъюров часто выступает с публицистическими и литератур­но-критическими статьями. Его перу принадлежит ряд переводов из русской классики на коми язык. Некоторые книги писателя вышли в свет в переводе на русский язык.
Первые литературные опыты Ивана Изъюрова относятся, как мы уже сказали, к концу 20-х годов. Это были неумелые попытки начинающего писателя делать зарисовки из быта крестьян, жизни коми деревни без каких бы то ни было художественных обобще­ний и запоминающихся образов.
Только в начале 30-х годов начинают появляться его рассказы и очерки, которые привлекли внимание читателей небезуспешны­ми попытками поднимать важные вопросы строительства новой жизни, рисовать образы советских людей, показать их устремле­ния и помыслы, труд и взаимоотношения.
В своих произведениях молодой писатель стремится разраба­тывать злободневные темы социалистической перестройки коми деревни, промышленного строительства в республике, формирования новых социальных взаимоотношений и нового человека.
Обращаясь к сельской тематике, И. Изъюров старается запе­чатлеть в художественных образах ломку многовековых устоев в деревне, ожесточенную классовую борьбу в ней. Это обусло­вило своеобразие и остроту конфликтов рассказов, очерков и повестей писателя в 30-е годы. Главным героем его произведений является активный строитель социализма, в процессе созидания нового сокрушающий старое, ломающий все и всяческие препят­ствия на своем пути. Характерно, что Изъюров, как и другие коми писатели, больших успехов добивается в создании образа положительного героя. В основу конфликтов кладутся антагонистические противоречия между силами социализма и сопро­тивляющимися остатками старого, капиталистическими элементами. Борьба с классово враждебными силами является основной пружиной действия в большинстве произведений писателя, как впрочем и других коми прозаиков. Важно также отметить, что положительные герои неизменно исполнены наступательного по­рыва, и социально-классовый конфликт, как правило, разрешается поражением отрицательного героя. И. Изъюров подчеркивает его обреченность и безысходность.
Трудовое творчество советских людей определяет идейно-художественное содержание прозы писателя. Он стремится показать, как возникает и укрепляется новое отношение к труду, как в процессе социалистического труда вырабатываются новые чер­ты, новые качества советских людей.
Писатель не избегает показа того, с каким трудом это новое входит в сознание человека. Именно поэтому в его рассказах и повестях, как и во всей коми прозе в 30-е годы, одним из неизменных образов становится крестьянин, испытывающий борьбу противоречивых мыслей и чувств.
Эти особенности характеризуют уже первый сборник рассказов и очерков И. Изъюрова, вышедший в свет в 1935 году под питанием «Шуд» («Счастье»).
И тягостные размышления погружается в бессонные ночи крестьянин Остап. «В колхоз войти? Тяжелым трудом приобретенное раздать людям? А если старое порушишь, а новое не по­ручится? Легко разрушить, а трудно создать... Не все одинаково работают, надеются на кого-то. Сейчас втроем в семье не ладим, как же там триста будет ладить?»— мучительные сомнения обу­ревают героя рассказа «Öстаплöн туй» («Путь Остапа»),
...Тридцать четыре года живет на свете крестьянка Öпрöсь. Семнадцать лет из них она была Ефросиньей, другие семнад­цать - женой Митипера. И вот теперь, в колхозе, она вновь ста­ла Кызъюровой Ефросиньей. Так пришло счастье женщине, не ви­давшей радости в жизни. Счастливые слезы брызнули из глаз Ефросиньи, когда ее премируют за хорошую работу теленком.
В рассказе нет крупных событий, чрезвычайных происшествий, он лиричен и наполовину состоит из воспоминаний. Теплота, сочув­ствие, участие автора к героине делают рассказ запоминающимся.
И название его «Шуд» («Счастье») точно определяет идейно эмоциональную направленность произведения.
...Охраняя колхозный хлеб на току, колхозник с ужасом видит, как пожар уничтожает его дом, но не покидает поста («Арся войын», «Осенней ночью»).
...Зависть и злоба к бескорыстно и честно работающей скот­нице Нонне толкают нерадивую Варвару на бесчестные поступки, с целью опорочить Нонну, пока жизнь, коллектив не поправляют ее («Байковöй шаль», «Байковая шаль»).
Перед читателем проходит галерея героев, то метущихся, сомневающихся и ошибающихся, то убежденных, стойких и силь­ных. Они заняты своим будничным делом, не совершают из ряда вон выходящих поступков. Автор показывает, как под воздейст­вием действительности у них постепенно зреют и накапливаются новые мысли, которые в решающий, кульминационный момент, находят выражение в практических действиях, обнаруживающих новые качества, новое отношение к труду, к коллективу, к действительности.
Показ идейно-психологических изменений, происходящих а соз­нании героев под влиянием изменяющейся действительности, приводит писателя к мысли о необходимости изображать то, как эти герои сами изменяют жизненные условия. Это наблюдается уже в рассматриваемом сборнике, но еще более ясно прослежи­вается в произведениях крупного жанра, к которым обращается писатель в 30-е годы.
Знакомясь с первым сборником произведений И. Изъюрова, легко убеждаешься в том, что писатель далеко еще не овладел мастерством индивидуализации героев. Автор ставит целью рисо­вать образы своих современников, героев своего времени. Его рассказы - это прежде всего произведения о новых людях, рож­денных советской действительностью. Но впечатляющая сила их невелика. В этих рассказах чувствуются поиски автором своего стиля, своей манеры письма. Они еще страдают и аморфностью композиции и сюжета, «похожестью» образов. В них мало еще образов, бросающихся в глаза оригинальностью, свежестью, не­повторимостью. Но одна черта писательской манеры, из года в год все более отчетливо обнаруживающаяся, бросается в глаза. И. Изъюров стремится человеческое чувство и переживания пока­зывать и через психологический рисунок, и, пожалуй, главным образом через рассказ о внешних событиях и происшествиях, хотя бы и весьма заурядных, будничных.
Эти особенности ясно проявились в его первых крупных про­изведениях, к которым он обращается в 30-е годы.                                                                                ,
В 1932 году он печатает повесть «Тималöн бригада» («Бригада Тимофея»), в 1936 г. - «Доменьлöн мыж» («Преступление Доментия»).
Обе эти повести примечательны тем, что явились художествен­ными откликами на промышленное строительство в республике, на строительный размах первой и второй пятилеток. Они входят в общий поток произведений тридцатых годов, для которого характерными являлись также рассказы и повести Г. Федорова, В. Юхнина, И. Пыстина и др.
Обе повести посвящены первому периоду индустриализации Коми области — в них показано развитие лесозаготовительной промышленности. Писатель стремился отобразить трудовую герои­ку советской жизни, показать ее будущие начала. Пафосом обоих произведений является борьба за новое, прогрессивное на произ­водстве, в труде. В них И. Изъюров сделал попытку раскрыть духовный мир советского человека, показать рождение нового характера, стремления к социалистическому труду. В обеих пове­стях закалка характера героев происходит в ожесточенной борь­бе с классовым врагом (кулаками, подкулачниками), исступленно сопротивляющимся тому новому, что стараются вводить в произ­водство лучшие люди лесоучастков, проникнутые сознанием вы­сокого долга перед родиной.
Люди и дела в первые довоенные пятилетки, советские труженики и небывалое строительство, развернувшееся в республике и во всей стране, привлекли пристальное внимание писателя. Обри­совать характер советского человека, выявить идейные побужде­ния, воодушевлявшие его на самоотверженный труд, - таков был основной замысел молодого писателя при создании этих повестей. Однако неопытность не позволила ему удачно вторгнуться искус­ством в подлинную действительность. Ряд важных образов, в особенности в первой повести, получился схематичным. Свою роль в этом сыграло увлечение писателя темой вредительства, благо­даря чему характеры оказались изображенными несколько одно­сторонне. В сюжетной линии мотив борьбы с замаскировавшимся врагом явился главной пружиной развития действия.
В центре внимания писателя в повести «Бригада Тимофея» на­ходится молодой лесоруб Тимофей, бригадир комсомольско-молодежной бригады. Он стремится вовлечь в бригаду всех работающих на производстве, чтобы сделать ее сквозной, т. е. чтобы она сама производила все операции технологического процесса. Однако успешной работе бригады мешает агент классового вра­га Афанасий, под влиянием антисоветской клеветы которого кре­стьяне-единоличники покидают лесоучасток. План оказывается под угрозой провала.
Писатель таким образом рисует достаточно острую конфликт­ную ситуацию. Она давала возможность героям выявить харак­теры. Однако в разрешении конфликта писатель пошел облегчен­ным путем. Разоблачение Афанасия происходит без особых уси­лий. Образы главных героев, в частности Тимофея, поданы без глубокой психологической характеристики и не западают в душу читателя. Первая повесть молодого писателя не явилась его удачей.
Гораздо интереснее вторая повесть писателя «Доменьлöн мыж». В ней значительно глубже исследованы писателем новые жизнен­ные процессы, изменения в общественных отношениям и в психо­логии людей, связанные с победоносным строительством социа­лизма. И. Изъюров стремился в этом произведении полнее показать жизнь своего современника. Положительные герои повести - это те самые люди труда, формируемые свободным трудом, о которых писал в свое время Горький.
Действие своей повести писатель развертывает на одной из тракторных баз лесозаготовительной промышленности, возникно­вение которых в середине 30-х годов было самым характерным признаком индустриализации республики.
В центре внимания писателя находится молодежь, составляю­щая основной костяк рабочего коллектива. На «производственной площадке» тракторной базы и происходит столкновение интере­сов, взглядов людей, воодушевленных идеями социализма, с теми, кто цепляется за старое.
Сюжет повести развертывается естественно и непринужденно. На тракторную базу «где-то в верховьях Вычегды» прибывает Дуня Шомысова. Она только что окончила шестимесячные курсы ком­сомольских организаторов в Сыктывкаре, и райком комсомола направил ее на базу комсоргом. Здесь же, на базе, работает механиком ее муж Степан Ермолин. Молодые люди познакоми­лись в Сыктывкаре, где Ермолин в это же время заканчивал кур­сы механиков.
Повесть начинается с картины приезда Дуни на базу. Моло­дая, не имеющая опыта работы с людьми, Дуня поначалу расте­рялась, тем более, что Степан, ее муж, по совместительству за­мещавший комсорга, с холодком, даже иронически отнесся к ее назначению. «Нам не собрания и отчеты нужны, а работа трак­торов»,— насмешливо говорит он Дуне.
Писатель показывает, как постепенно Дуня «вживается» в новую обстановку, находит помощь и поддержку партийной организа­ции, передовых механизаторов базы, обретает уверенность в свои силы. А пришлось на первых порах ей нелегко. Ведь в коллек­тиве разные, очень разные люди. Большие опасения, например, внушает тракторист Попвасев, совершенно отошедший от обще­ственной работы, часто выпивающий, издевающийся над семьей. Не на совесть работает и муж Дуни, Ермолин. Спаивает рабочих, занимается темными делами продавец Порфирий Тшаков. «Что это? - думает Дуня. - Все, что    здесь ни делается, связано с Тшаковым. Ермолин с ним шепчется. Домемтий при нем похож на пугливого жеребенка. Зоя, упоминая о нем, краснеет, а теперь еще Леонтий». Здесь автора следует упрекнуть в отходе от реалистического развертывания сюжета. Образ врага - а Порфирий Тшаков ока­зывается сыном кулака, проникшим на базу с целью вредительства, - изображается в банальном плане детективного произведения, он слабо индивидуализирован, ему недостает художественной логики.
Но не этот образ определяет идейно-художественное содержа­ние повести. В центре внимания писателя — молодежь: рабочие, трактористы, комсомольцы. Это не по летам рассудительная и энергичная Дуня Шомысова, умело и напористо организующая коллектив, сплачивающая молодежь на выполнение плана. Это механизаторы Доментий и Зоя, явившиеся застрельщиками комсамольско-молодежной колонны, задорные и инициативные молодые люди. Они знают цену каждой минуте на производстве к в работе показывают пример другим. Это молодой тракторист Макар, на пожаре смело бросившийся в огонь, чтобы вывести из горящего гаража трактор.
Писатель с любовью рисует молодых героев, подчеркивая их патриотизм. Горение на работе, понимание государственной важ­ности задач, стоящих перед базой, перед каждым рабочим, характеризует их.
В этой повести писатель не стремится к самодовлеющей за­нимательности. Мы уже указывали, что тема вредительства рас­крыта в ней шаблонно и не она является достоинством произведения. Главное в повести — пристальное внимание автора к современникам. Главное в исканиях автора увидеть в современной действительности важное, существенное. Любимыми героями Изъюрова становятся молодые люди - это обнаружилось уже в первой его повести. Этим художественным принципам он остается верен и после войны, в новых рассказах и повестях.
***
В послевоенный период, после демобилизации из армии, Иван Изъюров работает в редакциях республиканских газет. Часто бы­вая в городах и районах республики, он обогащается новыми, свежими впечатлениями. Пытливым взором художника он старает­ся улавливать изменения в жизни, перемены в быту советских колхозников, рабочих и интеллигенции, новое во взглядах и отно­шениях людей. Изучение действительности, художническое освое­ние мира приводит к созданию новых произведений — очерков, рассказов, повестей.
В 1957 году в Коми книжном издательстве выходит сборник его рассказов под названием «Когда цветет черемуха», охваты­вающий рассказы и очерки за период с 1945 по 1955 год. В 1962 году появляется второй сборник «Жизнь молодая» («Том öломöй...»), в который вошли избранные рассказы и повести, как довоенные, так и военного и послевоенного периода до 1959 года включительно.
Тематика послевоенных рассказов И. Изъюрова чрезвычайно многообразна. Колхозная деревня, рабочие, учителя, врачи, моло­дые люди, вступающие в жизнь - все это представлено в сбор­никах. Писатель стремится обобщить в образах героев, в карти­нах жизни облик советского социалистического общества.
Некоторые рассказы производят впечатление суховатости. Дру­гие напоминают скорее очерки своей описательностью. Но они все отличаются жизненной правдивостью, все они воспринимают­ся как куски жизни, художественно преломленные талантом авто­ра. Все они - серьезные, вдумчивые наблюдения человека, ко­торый богат жизненным опытом, мыслями многих лет и обладает пытливым взором любознательного художника, пристально вгля­дывающегося и изучающего жизнь.
В «военных» рассказах И. Изъюрова, включенных в сборник автора, не столько интересовала война сама по себе, сколько человек на войне. Как все же отражается военное время в че­ловеке, в его характере, как характер обнаруживает свои качества,— вот что интересует в первую очередь писателя. Таков рассказ «Трубка моряка» (1945), в котором рассказывается о романтической истории дружбы русского и норвежского воинов. Таков рассказ «Минер Михаил Вокуев», в котором описывается подвиг и мужество любимца батальона Вокуева, лишившегося ноги и глаза.
Рассказы И. Изъюрова различны и по форме, и по проблематике. Еще в довоенных произведениях он постоянно обращался к социально-нравственным проблемам. Эта особенность в боль­шей степени видна в его послевоенном творчестве и, в частности, и рассказах. Ею отмечены рассказы событийные (их у И. Изъюрова большинство), .рассказы лирические, вызванные к жизни раздумьями писателя о жизни, рассказы-зарисовки.
В подавляющем большинстве рассказов отчетливо звучит лирическая интонация, подчас граничащая с романтически припод­нятым эмоциональным стилем, иногда резко усиливаемая взвол­нованными авторскими отступлениями («Когда цветет черемуха», «Сад» и др.) Она придает сборникам рассказов светлую радост­ную окраску. Все положительные герои рассказов - это наши советские люди, исполненные сознания своего долга, с глубоким патриотическим чувством. Конечно, и они в жизни могут осту­питься, но неуклонно находят твердую почву на своем пути. Бы­вают у них и горести, и разочарования, и обиды, но в них кипит неуемная сила жизни, они оптимисты по натуре; любовь к труду, творчеству позволяет претерпевать и переносить частные случаи жизненных невзгод.
Конечно, в семье не без урода. Есть такие уродцы я в рассказах. Их писатель гневно осуждает. Одним из таких является, например, Борис Филиппов («Их было трое», 1955), в трудную минуту трусливо покинувший товарищей. Но и он в свою оче­редь, попав в беду, осознает всю гнусность своего поведения.
Образ оступающегося, заблуждающегося человека нарисован в рассказе «В зимние дни», сюжетно перекликающемся с повестью С. Воронина «Ненужная слава». Нет у героини рассказа колхозницы Тиминой осознания ошибки погони за «ненужной славой», осознания мнимости авторитета, созданного искусственными тепличными условиями.
С чувством горечи и боли за человека, не видящего в жизни ничего светлого, возвышающего, написан рассказ «Жизнь Матвея Щапова» (1958), герой которого, нелюдимый, необщительный, пекущийся только о своих интересах, умирает, заброшенный, чужой и чуждый всем.
В рассказе «Спроси свое сердце» (1959) писатель пытается анализировать истоки отрицательных черт - себялюбия, равнодушия к окружающим, черствости — главного героя, молодого че­ловека Феди Артеева и показать то хорошее, что было до поры до времени скрыто за его напускной бравадой.
В маленькой повести «Снег падает» (1960) писатель с жаром выступает за доверие людей к друг другу, говорит о губитель­ности равнодушия, чиновничьего отношения, формального, бумаж­ного отношения к людям. Это испытывает на себе Морохин, вернувшийся из заключения с искренним желанием начать новую жизнь. Лишь вовремя оказанная ему дружеская поддержка то­варищей удержала его от дальнейших неверных шагов, вызван­ных чувством обиды и несправедливости. Горькая судьба некогда оступившегося человека рассказана искренне и взволнованно и родит в душе читателя чувства и мысли.
Каковы бы ни были по тематике рассказы, показывают ли они героя наших дней, рассказывают ли о «трудных» людях, или пе­редают лирические раздумья автора, они жизнеутверждающе. Осуждая то темное, что еще встречается в советской действительности, радуясь всему истинно хорошему, светлому, человечному, писатель стремится раскрывать жизнеутверждающее начало в на шей жизни.
В 1959—1962 гг. выходят в свет две повести И. Изъюрова, объе­диненные общностью тематики: «Девушки нашей деревни» («Миян грездеа нывъяс», 1959) и «Жизнь молодая» («Том оломöй», 1962).
В обеих повестях писатель вновь обращается к образу своего современника, к труженикам 50-х годов, главным образом к изображению молодежи.
И. Изъюров - писатель, всегда пристально вглядывающийся в происходящие в окружающей действительности процессы, стремящийся художественными произведениями откликаться на то новое, что каждодневно рождается в нашей жизни. Подтверждением этому являются и эти две повести.
«Жаль, что мало еще наши писатели пишут о героинях наших дней, которые всей душой отдаются работе на целинных землях, строят новые заводы на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке.
Как учили бы такие книги жить молодых людей!»— размышляет одна из героинь повести Надя Макарова. Эти слова говорят о            той задаче, которую ставил перед собою писатель, создавая эти повести.
Известно, что в пятидесятые годы отношение к колхозному производству у многих выпускников средних школ в селах было пренебрежительным. «Проучилась десять лет да чтобы в навозе копаться?»— спесиво заявляли такие. Подобные взгляды поддер­живались и их родителями. Именно этой теме — осуждению та­кого отношения к работе в колхозе — посвящена повесть «Де­вушки нашей деревни». И. Изъюров показывает, как, вопреки подобным мнениям, молодежь, окончившая среднюю школу, идет на колхозное, производство, помогает колхозникам повышать обще­ственное хозяйство, проникается колхозными интересами.
В основу повести писатель положил взятый из жизни конфликт: юноши и девушки, энтузиасты развития колхозного животноводства сталкиваются с многочисленными трудностями. А трудности эти - их неопытность, отсталые взгляды некоторых людей, не ограничивающихся только ухмылками, но и чинящих им в ра­боте помехи, потребительский взгляд на жизнь у отдельных сво­их же товарищей. Конфликт в повести носит ярко очерченный идейно-нравственный характер. Он порождает интересные сю­жетные линии, в которых проявляются черты характера героев повести.
...С нерадостными мыслями возвращается в родное село Ва­силиса Гудырева. Окончив школу, она поехала в город, чтобы поступить в институт, но... на экзаменах провалилась. Работать в колхозе? Нет! У нее же среднее образование! Легкомысленная, избалованная матерью девушка не особенно и унывает. «Я, на­пример, в грязной (рабочей) одежде ходить не собираюсь»,— вы­сокомерно заявляет она. И как ни увещевают ее подруги, она презрительно отворачивается от работы, продолжая бездумно прозябать, пока не попадается на удочку сладкоречивому Жоре Габову, кутиле и тунеядцу.
...Молоденькую Надю Макарову, подругу Василисы, назначили заведующей МТФ. Опыта у ней нет, а трудностей уйма. К тому же под ее началом оказались и такие из пожилых, которые исподлобья смотрят на нее. Не раз у Нади опускались руки, но с по
мощью руководства колхоза и при поддержке болеющих за ферму скотниц она наводит порядок на ферме.
...Дарью Максимовну за плохую работу сняли с поста заведующей молочной фермой. В отместку она распускает слухи, будто молодежь хочет выгнать из фермы всех пожилых женщин.
Это мало правдоподобно, но все же разговоры продолжаются, причиняя немало неприятностей и молодым животноводам, и председателю колхоза, внося раздоры и ссоры в коллектив.
Писатель без прикрас описывает обстановку, сложившуюся на ферме, показывает трудности, имеющиеся еще на селе, говорит о том, что новое проникает в упорной борьбе со старым.
Рисуя на сравнительно ограниченном полотне небольшой повести острые, а порой и драматические коллизии, автор убеждает читателя в том, что новое неодолимо, что оно обязательно одержит верх. Мироощущение в повести светлое, радостное. В ней живут и действуют молодые люди, которые характером и взглядами соответствуют нашему времени, социалистическому обществу.
Вот Надя Макарова, заведующая молочной фермой, секретарь комсомольской организации. Ей «все внове, до этого не испробованное, первая самостоятельная работа». Но она энергичный, инициативный человек, не чурающийся никакой работы и сразу же
с головой погружающийся в нее. С первой же встречи эта милая и настойчивая девушка пробуждает симпатию в душе читателя.
Рядом с ней шагает Ваня Зюзев, скромный, но настойчивый парень, который по окончании школы работает в строительной бригаде. Здесь же Виктор Киселев, который, несмотря на насмешки, отважно берется быть свинарем.
Положительные герои сражаются за новое, за то, чтобы лучше жилось колхозникам, чтобы развивалось общественное производство. Они хотят, чтобы жизнь горела ярким пламенем, Надя думает о том, что у каждого человека бывают такие минуты когда он всем сердцем, всеми фибрами своей души радуется тому, что он совершил необычайное». Действительно, у героев повести вся жизнь такая: идти вперед их воодушевляет мечта,
а мечта эта «учиться дальше, вернуться в родное село и сделать людям великое дело, чтобы их имена никогда не были забыты...»
Конечно, есть «мечта» и у Василисы. Но какая она, эта мечта: Получить высшее образование, чтобы легко, ни о чем не думая, жить, не обременять себя работой. Писатель не щадит отрицательную героиню. Он уготовил ей тяжелые испытания. И лишь пройдя через горнило тяжких физических и моральных страданий, она, Василиса Гудырева, занимает место в ряду своих сверстниц. Закономерно, что после этого Васса становится другим человеком. Но не ко всем своим отрицательным героям писатель снисходителен. Жоре Габову, например, за темные дела уготована тюрьма.
Повесть «Жизнь молодая» в основном тоже посвящена сельской молодежи. В чертах некоторых героев легко обнаружить сходство с героями предыдущей повести. Но в последней автор раскрывает характеры героев «тоньше» и глубже.
Сюжет повести вкратце сводится к следующему. По окончании медицинского училища в деревню Тыдор приезжает Вера Шустикова. Здесь она встречается с Ильей Патовым, с которым познакомилась во время учебы в городе. Илья работает бригадиром комплексной бригады на лесозаготовках. Молодые люди любят друг друга. Но между ними встает мать Ильи, которая хочет, чтобы он женился на богобоязненной внучке тетки Ульяны Насте. Илья все же добивается своего, но на свадьбе происходит скандал: Настя обливает помоями платье Веры. Та в слезах убегает. Разъяренный Илья бьет стекла в окнах Ульяны. Илью
за хулиганство отдают под суд.
Эта драматическая история основывается и тесно переплетается с идейно-психологическими побуждениями героев. Остатки прошлого глубоко проникли в сознание отдельных советских людей, сбивают их с правильного пути, поэтому нельзя ослаблять борьбу за искоренение их (остатков)— такова идея повести.
В этом отношении характерен образ Насти. Это - молодая девушка, в свое время окончившая семь классов, неудачно пы­тавшаяся поступить в училище. Ее мать вышла второй раз замуж. Дочь живет у бабки Ульяны. Старуха верит в бога, и ей в какой - то степени удалось вовлечь в религию и внучку. К 25 годам Настя становится такой же религиозной фанатичкой, как и Ульяна. Лишь тяжелое нервное потрясение - утрата надежды выйти за­муж за Илью, - а его прочили в мужья и Ульяна, и мать Ильи, - открывает ей глаза и дает силы уйти от бабки Ульяны.
Автор подчеркивает, что во всем происшедшем с Настей во многом виноваты общественные организации, сквозь пальцы смотревшие на вредную деятельность таких, как Ульяна. Вот где недоставало Насте подруг, которые могли предостеречь ее, по­мочь ей. Эта ситуация напоминает аналогичную из повести «Де­вушки нашей деревни» и запоздалые мысли Вассы: «Хорошие друзья и подруги дороже всего на свете».
Нечто подобное происходит и с Ильей Патовым, но гораздо более сложное. У Матвея Патова, отца Ильи, большая семья: три сына, две дочери. Дети уже все взрослые. Дом - настоящие хоромы с тремя крыльцами. Живут богато, но дети стремятся отделиться от родителей. В чем дело? Писатель постепенно рас­крывает драму семьи Патовых. Причина - в домостроевском укладе жизни, в стремлении родителей Ильи во что бы то ни стало разбогатеть, в фанатичной религиозности жены Матвея, которая готова пожертвовать счастьем сына в угоду своему ре­лигиозному чувству. Все это больно ранит сердце Ильи. Судьба Ильи так же, как образ Вассы в предыдущей повести, убедитель­но говорит о том, сколь живучи еще и вредоносны в жизни остат­ки проклятого прошлого, сколько зла могут они принести людям.
Привлекателен в повести образ Веры Шустиковой. Окончив медицинское училище, она делает первые самостоятельные шаги в своей жизни. Окружающим людям по душе ее полудетская доверчивость, мягкий характер и доброе сердце. Она не умеет скрывать свои чувства. Поняв, что к ее старому знакомому Косте нет любви, ока прямо говорит ему об этом. Полюбив Илью, она с такой же детской непосредственностью сама первая целует его. Духовный облик Веры еще более близким становится читателю потому, что И. Изъюров умело использует форму дневника, ко­торая дает возможность Вере высказать свои сокровенные мысли и чувства.
Значительное место в повести занимает образ Семо Егора. Он — коммунист-пенсионер, но считает себя бойцом на передо­вой линии. Поэтому он не безучастно относится к событиям, в особенности к тем, которые касаются Матвея и Ильи Патовых. И лучшей характеристикой ему служат отзывы защитников рели­гии о том, что он антихрист, еретик и т. п.
И. Изъюров писатель с большим опытом, Это сказывается и на построении повестей. Четкая композиция, жизненные кон­фликты, положенные в основу произведений, стройно разверты­ваемый сюжет способствуют впечатляющей силе произведения, Поведение героев, их поступки, язык строго соответствуют их характеру.
Иван Изъюров рисует своих героев в развитии, движении. Его интересует, как меняются взгляды героев на жизнь.
Читатель с интересом следит, как формируется, закаляется характер Нади Макаровой, когда ее направили на ответственную работу на ферму.
Мы верим, что первая чистая любовь Вани Зюзева укрепится, что никакие Жоры не смогут омрачить его светлые взгляды.
Мы видим, как мучается подпавший под влияние матери Илья, но в то же время писатель постепенно открывает ему глаза, и мы верим, что Илья найдет в жизни свою дорогу.
В этих повестях писатель показывает, как развивается характер молодого человека, как зарождаются и крепнут новые черты.
Надо еще отметить одну особенность творческого метода пи­сателя. На первый план он выдвигает коллектив, в котором фор­мируется общественная личность, но не просто коллектив, а кол­лектив трудовой. Человек проверяется в работе - таков критерий писателя в подходе и в оценке своих героев. Отсюда вытекают и нравственные качества героев. Характерна в этом отношении повесть «Жизнь молодая...»
Матвей - заслуженный лесоруб, да и бригада Ильи не из от­стающих. Но писатель оценивает облик героев с позиции нравст­венного критерия. Матвей Патов теперь стремится лишь к обо­гащению. Правда, он говорит, что старается ради детей. Но автор осуждает его за индивидуалистические, эгоистические устремле­ния, осуждает его за то, что личные интересы у него возобладали над общественными. И мы проникаемся теми же чувствами, что и автор повести. А Илья Патов? Ведь в работе тоже впереди! Но и здесь автор вносит критерий нравственной оценки героя. Почему Федя и Витя - члены его бригады - вдруг «взбунтовались», открыто пошли против бригадира? Потому что Илья игнорирует творческим отношением к труду, борьбой за новые методы в труде. Он достиг известной ступени и успокоился.
В этом проявляется его косность, индивидуализм, который, помимо своей воли, он воспринял от отца и матери. С этим не хотят мириться его товарищи, которые свободны от этих пережитков и выше всего ставят интересы государства.
Писатель любовно рисует образы людей, которые всем серд­цем восприняли моральный кодекс строителя коммунизма. Читатель всей душой на стороне Вити и Феди, восстающих против Ильи, хотя он обрисован тоже тепло, с любовью. Трудная судьба Ильи не отталкивает писателя, а наоборот заставляет пристальнее вглядываться в этот образ, чтобы читатели поняли его. Авторская позиция по отношению ко всем этим героям ясна, и это помогает читателю делать правильные выводы.
Одним из привлекательных свойств обеих «молодежных повестей» Ивана Изъюрова является атмосфера счастья, полноты жиз­ни, хотя события в них глубоко драматичны. И важнейшей при­чиной этого является то, что в них показаны наши современники, молодые труженики колхозного села, раскрывающие свою бога­тую духовную жизнь, свои чувства и переживания.
В 1963 году писатель печатает повесть «Половодье» («Ытва»). Одна из ее героинь, размышляя о жизни, сравнивает ее с буйным весенним половодьем: «Половодье! Сколько мощи в весеннем разливе рек! Вычегда раскинулась широко, вышла из своих бе­регов, прокладывает новые русла, несет прошлогодний мусор...
Жизнь ведь такое же половодье. Никогда не спадающая вода. Жизнь - это жаркая битва»,— сказал один поэт. Некоторые па­дают в этой битве, другие отстают. А сильные и смелые идут вперед».
Эти мысли хорошо выражают идейное содержание повести. В ней рассказывается о борьбе, которую ведут в коми деревне после XXII съезда партии «сильные и смелые» духом люди против инертных и косных.
Героев в повести не много. Конфликты, возникающие между ними, сплетаются в один общий тугой узел. О чем в ней повест­вуется?
К агроному колхоза Пашниной (она же секретарь парторгани­зации) возвращается ее муж Африкан, в войну пропавший без вести. Ее нынешний муж Мингалев опасается, что Пашнина уйдет к первому мужу. Африкан мучается от мысли, что его дети Яни­на и Виленин презирают его за пребывание в плену у немцев. Председатель колхоза Демин запустил дела и всю работу взвалил на Пашнину. Мингалев ревнует жену к ее первому мужу, нена­видит его и строит ему всяческие козни.
Писатель умело построил композицию и сюжет повести. Судьбы героев тесно переплетаются друг с другом, образуя стройную систему взаимоотношений, обуславливающих последовательное развитие сюжетной линии.
Из положительных героев повести в памяти читателя больше всего запечатлеваются Муза и Пашнина.
Муза еще совсем молода. Не попав после окончания средней школы в институт, она вернулась в родной колхоз и стала рабо­тать плановиком.
Простая и скромная девушка, она всей душой отдается ра­боте, превыше всего ставя интересы колхоза. Муза не терпит лжи, фальши, она ненавидит людей двуличных, эгоистов, которые работают с прохладцей, а стараются урвать побольше у госу­дарства. Она ни в чем не поступается своей совестью, резко кри­тикуя даже любимого парня Вилю, приписавшего лишние наряды.
Эта ее заинтересованность в колхозном производстве, ее вы­сокая принципиальность позволяют ей видеть больше и глубже, чем даже председателю колхоза. Тот, например, был очень высо­кого мнения о бухгалтере. Но за хорошо поставленным учетом Демин не видел холодного сердца бухгалтера, его безразличия к колхозным делам. Те принимают ее принципиальность за строп­тивость, ее вмешательство в дела правления, руководителей кол­хоза посягательством на их авторитет, и на этой почве возникает острый конфликт между девушкой, с одной стороны, и председа­телем колхоза и бухгалтером с другой.
Положительные качества Музы не могла не заметить секре­тарь парторганизации Пашнина, и она, не колеблясь, предлагает Музе возглавить комсомольско-молодежное звено. Не имея опыта, вначале не без робости, Муза все же взялась за новую работу и с присущим ей жаром с честью стала ее выполнять.
В образе Музы писателю удалось показать как формируется и закаляется характер, как действительность, труд делают ее бо­гаче, крепче, заставляют проникнуться коммунистической идейно­стью. Образ Музы - несомненная удача И. Изъюрова.
Центральное место в повести занимает Пашнина. С Музой ее роднят общие черты: борьба за новое в жизни, в труде, выставление на первый план общественных интересов. В отличие от Музы, у нее сложившийся характер, она многое испытала, пережила. Коммунистические взгляды у нее сложились давно, и ничто не может заставить ее свернуть с правильного пути.
Писатель показывает свою героиню в сложных, подчас в очень тяжелых душевных переживаниях, но главное, определяющее в ее жизни, характере - борьба за коммунизм - не заслоняется ничем и никогда. Не случайно повесть заканчивается знаменатель­ными, полными глубокого смысла словами: «Августу Кирилловну ждала работа. Грустить и тосковать было некогда».
Муза и Пашнина - положительные герои повести, выступаю­щие против всего косного, отжившего, старого.
Кто же они, носители пережитков прошлого, с которыми при­ходится бороться Музе и Пашниной?
Это председатель колхоза Демин и председатель сельсовета Мингалев.
Положительные герои привлекают к себе любовью к труду, энергией, поисками нового. Демин и Мингалев вызывают не­приязнь пассивностью, безынициативностью, инертностью, боязнью нового, которое могло бы нарушить привычный уклад жизни, устоявшегося быта, привычных представлений. «Ох, как уж прой­дет нынешняя весна? Каждый год что-то новое. Будто без него нельзя», - размышляет Демин, в прошлом хороший бригадир, выдвинутый затем в председатели и испугавшийся ответственности. Такое отношение в конце концов привело к тому, что он махнул на все рукой. Причиной этого явилось то, что в новой обстановке, в новых условиях у Демина не оказалось нужных качеств. Но у него не хватает мужества признаться в этом и попросить снять его с поста председателя. Вместо этого он почти всю свою работу перекладывает на агронома. Вот типичный образчик его рассуждений: «Ох, потеряю я голову с этими пропашными! Хоть бы заболеть. Пусть Кирилловна одна заботится».
Демин не верит в свои силы, перестает верить и в силу коллектива, В конце повести он все же осознает свои недостатки и самокритично говорит Пашниной; «Время теперь не для таких, как я... Давно надо было все рычаги тебе передать...»
Писатель убедительно показал жизненную драму несостоя­тельного руководителя, его духовный крах.
Менее глубоким получился образ Мингалева - председателя сельсовета. Облик пакостника и негодяя, попавшего на ответст­венную должность, в литературе коми не нов. Писатель в обри­совке этого образа пошел проторенным путем и этим обесцветил интересно задуманный образ.
В целом же повесть представляет шаг вперед в творчестве Изъюрова благодаря важности затронутых в ней проблем, коло­ритным образам, тщательно разработанному сюжету.
С излюбленными героями писателя мы вновь встречаемся в повести «День начинается с утра» («Лун заводитчö асывсянь»). Она начинается с изображения засушливого лета, губительно сказавшегося на посевах и лугах жителей села Пармы и вызвав­шего их озабоченность. Знойное лето сменяется дождливой осенью. Казалось, стихийные силы природы ополчились против крестьян. Но жизнь идет своим чередом. «Ни жаркое лето, ни осеннее ненастье не приостановили движения жизни. На возвы­шенных местах неумолчно звенели голоса людей. Не прекраща­лось тарахтенье машин. Работа шла. Становились на ножки мла­денцы. Взрослела молодежь, старели пожилые». Эпический зачин повести заканчивается многозначительными словами: «И многие едва ли знали, что делалось в это жаркое лето и в дождливую осень, где-то около озера Вад, как скрестились у некоторых жизненные пути».
Таким образом писатель вновь вводит читателя в знакомые ему будни села и лесного поселка. Три поколения советских, лю­дей предстают перед нами. Первое - старшее, то, которое ещё в двадцатые годы закладывало основы социализма в деревне. Второе - среднее - то, которое в годы Великой Отечественной войны отстояло социалистическую родину от немецко-фашистских захватчиков и в трудные послевоенные годы восстанавливало народное хозяйство. И наконец, третье - младшие - это молодежь, с увлечением отдающее свои силы производству на передовых рубежах строительства коммунизма,
Все эти три поколения в повести представлены семейством Ярковых, история и судьба которого характерна для многих и многих советских людей.
Во главе рода Ярковых - Федор Михайлович, старый ком­мунист с сорокалетним партийным стажем. Его самостоятельная жизнь началась в суровые годы гражданской войны, когда пар­нишкой он взял в руки боевое оружие и вошел в ряды красно­армейского отряда. С тех пор он был всегда на переднем крае строительства социализма. Жизнь и труд его являются примером для своих односельчан. Не гладкой и ровной был жизненный путь Федора Михайловича, Немало было ухабов и ям. Были и ошибки, и радость побед. И окидывая взглядом свое прошлое, он думает, что начни он жизнь сначала, «прожил бы так же, как прошли все его годы сознательной жизни... Краснеть и стыдиться за свою жизнь ему не надо было ни перед людьми, ни перед собственной совестью». Старик Ярков удивительно молод и бодр душой.
Чувство глубокого уважения и восхищения к старому Яркову испытывают его внуки Ян и Сергей - представители молодого поколения, сыновья Василия Федоровича Яркова. Оба они рабо­тают в химлесхозе. Ян готовится к службе в армии, Сергей к поступлению в техникум. Светлыми, поэтическими красками обрисованные молодые люди пробуждают чувство симпатии в чи­тателе. Они не совершают выдающихся подвигов, не участвуют в каких-либо крупных событиях. Они предстают в своей повсе­дневной будничной работе; привлекают сердца других героев и читателя высокой нравственностью, чистотой помыслов, интеллек­туальным богатством, цельностью характера. Писателю удалось разглядеть душу и сердце молодого своего современника.
Поэтичными в повести являются страницы, которые рисуют чувство зарождающейся любви в сердцах Яна Яркова и Али Кушмановой. Трогательно-комичны усилия Сергея помочь Яну преодо­леть природную застенчивость и робость, открыть глаза Яну на то, что Аля отвечает ему взаимностью. Ласковым юмором окра­шена картина первой встречи братьев с Алей, заблудившейся в лесу.
Вообще все встречи читателя с молодыми героями повести происходят в лесу. Показывая их постоянно на фоне девственной природы, автор как бы хочет подчеркнуть естественность и про­стоту в их отношениях. Кроме того, описания природы усиливают, подчеркивают красоту и чистоту чувств молодых людей. Вот как просто и вместе с тем впечатляюще писатель говорит о любви: «С того дня, как Ян познакомился с Алей, для -парня словно но­вое солнце взошло. И лес, в котором каждый день ходил и который казался таким красивым, еще белее похорошел, и работа стала еще более любимой».
Образы молодых героев исполнены большого человеческого обаяния.
Представителями среднего поколения Ярковых являются братья Василий и Никон. Основное внимание писатель уделил Никону. В этой новой повести автор на первый план вывел человека, не воодушевленного высокими идеалами. Как раз наоборот. Перед нами предстает человек с заскорузлыми взглядами, человек, отягощенный грузом обывательских представлений о жизни, о        людях. Образ Никона Яркова продолжает типы людей, кото­рые писатель исследовал в ряде предыдущих произведений, на­писанных до и после, войны. Можно напомнить Степана Ермолина («Преступление Доментия», 1946), Василису Гудыреву («Девушки нашей деревни», 1959), Матвея Патова («Жизнь молодая», 1962), Мингалева («Половодье», 1963). Конечно, нельзя проводить пол­ную аналогию между Никоном Ярковым и его литературными предшественниками в творчестве Изъюрова. Никон Ярков — это не модифицированный Ермолин или Матвей Патов. Одно можно сказать с полной определенностью - писателя с давних пор за интересовали подобные люди - их в жизни встречается немало, и он с завидным постоянством рисует их, исследует причины их появления, раскрывает черты их характера.
Кто же такой Никон Ярков? Мы встречаемся с ним на первых же страницах повести. Из далекого сибирского города он приез­жает в отпуск в родные края, в деревню Парма, где он родился, вырос и вступил в самостоятельную жизнь.
Что же погнало Никона из родных мест в далекую Сибирь? Предательство, совершенное в отношении своего друга Романа Подорова, предательство, вызванное его трусостью.
В молодости он вместе учился в лесотехническом техникуме с Подоровым и со своей будущей женой Дорой Гилевой. По окончании техникума они вместе работали: Подоров   - начальни­ком лесопункта, Ярков - техноруком. Но однажды весной из-за капризов природы обсохло много леса на малых лесных речках. Вину возложили на Подорова, а Ярков, вместо того чтобы защи­тить, «топил» его, заявив, что Подоров не велел пустить лес молью, а ждать большой воды. В результате Подоров был осуж­ден, хотя отец Никона Федор Ярков, тогда директор леспром­хоза, и защищал Подорова, чуть не лишившись из-за этого парт­билета. Угрызения же совести гонят Никона из родного села. Он даже бросает жену Дору и маленького сына. Правда, автор глухо намекает на то, что между супругами произошла и крупная ссора, в которой повинен не только он. Но на какой почве и кто больше виноват, в повести не сказано,
И вот теперь вновь перекрещиваются пути этих людей. Казалось бы, облик Никона ясен. Это человек перекати-поле, любитель легкой жизни и заработка, лишенный каких-либо твер­дых моральных устоев. Ведь он бросил жену и детей, помог («утопить» товарища, пятнадцать лет жил не с родными, не с односельчанами, а отщепенцем? Именно так, например, трактует об­раз Никона критик Д. Конюхов. «Можно-ли верить в перерождение такого человека?»— задается он вопросом. И отвечает: «Нет, нельзя, а поэтому стоило ли так много о нем писать?»
Все же думается, критик поспешил с таким выводом. В чем его ошибка? В том, что он упускает из виду сложную человече­скую драму, которая не была случайной для Никона и для дру­гих героев повести. В том, наконец, что писатель показывает пе­реплетение человеческих судеб не в событийном, а главным образом в психологическом плане.
Никон не так прост и элементарен, как это кажется критику. Он перечисляет отрицательные черты Никона: «Он заботится только о себе, высокомерно относится к людям, любит легкую жизнь, трус, человек с холодным сердцем»,— и в заключение решительно отказывает ему в возможности измениться. Но, во-первых, критик сгустил черные краски в характеристике героя, а, во-вторых, пренебрег художественными деталями, которые в изобилии рассыпаны в повести и убедительно мотивируют «про­зрение» Никона.
Да, Никон поступил бесчестно по отношению к Подорову. Но он не лишен совести. Самый страшный суд - суд собственной совести продолжался все эти годы. Жгучий стыд жжет его. Писа­тель выносит ему суровый нравственный приговор. И Никон стра­дает и мучается, вспоминая свое прошлое. На первых же стра­ницах повести прошлое с новой силой напоминает о себе в об­лике сына бывшего купца Тихона, образ которого вырастает до символа вечного укора, живого напоминания. Не случаен сон в начале повести, который видит Никон в номере гостиницы аэропорта: «...всю ночь снился кошмарный сон. Будто железнозубый Тихон гоняется за ним, тянется длинными руками, хочет поймать, искусать железными зубами».
Приехав домой и глядя на кипучую жизнь в деревне, в поелке, в лесу, Никон все чаще ловит себя на мысли о том, что ему хочется остаться здесь. Эта мысль в различных вариациях, и различной обстановке, в силу разных причин все чаще посещает его, И не только и не столько потому, что его пугает мысль, что в старости ему негде будет преклонить голову, что его ожидает одинокая старость. На него все большее влияние, воздействие оказывает сама жизнь, окружающая его действи­тельность, люди, события и факты, с которыми он сталкивается в родных краях.
Его все чаще одолевают беспокойные мысли о своем месте в жизни, сомнение в правильности избранного им пути. Смятение в его голове усиливается редкими, но вескими увещеваниями отца. Он вяло защищается, когда отец резко упрекает его за отчужденность от коллектива, и тут же задумывается: «...а если это действительно так?»
Никон погружается в мысли о смысле жизни, о сущности сча­стья человека. Не одну бессонную ночь он проводит в мучитель­ных размышлениях: «Неужели я уже никуда негодный человек, как считает отец?»
Так исподволь, постепенно, медленно, но неумолимо жизнь открывала ему глаза на многое, мимо чего он проходил безуча­стно, властно ставила вопросы, которые бередили его, требовали ответа. И наконец, наступил момент, когда он с содроганием вы­нужден был признаться: «Все эти годы он жил с темными очками на глазах».
Всю глубину своего падения Никон понял тогда, когда встре­тился в лесу с Тихоном. Последний, зная прошлое и настоящее Никона и не подозревая о мучительной борьбе, происходящей в его груди, видит в нем своего единомышленника и поэтому грубо, прямолинейно предлагает ему взятку для передачи леснику, чтобы тот не привлек Тихона к ответственности за брако­ньерство. Но Никон испытывает настоящий ужас тогда, когда Тихон уподобляет и себя и его щепкам: «Оба мы щепки... Бездом­ные кукушки... Путающиеся под ногами людей щепки...» И окон­чательно доконало Никона обращение Тихона к нему как к дру­гу. Назвав его другом, Тихон вызвал в душе Никона бурю чувств - возмущение, гнев, обиду, злость. Но он понимает, что по всем сам виноват: «Сам виноват, сам, - повторял Ярков...». Казня себя, герой одерживает победу над собой.
Таким образом в душе Никона происходит перелом, он про­гревает, причем это прозрение художественно мотивировано. Чи­татель закрывает книгу с убеждением, что Никон прочно станет на правильный путь и найдет свое Место в жизни.
Повесть в сюжетном отношении сложена добротно. Удача пи­сателя в построении сюжета в первую очередь определена тем, что автор нашел нужные характеры. Однако в этом отношении у писателя имеются и просчеты. Думается, что увлекшись кон­трастным приемом изображения характеров, И. Изъюров излишне назойливо выпячивает Тихона. Теряется в повести сюжетная линия, связанная с образом Кушманова. Незавершенностью отличаются взаимоотношения Никона и Доры. Но в основном, в главном - в раскрытии характера Никона, главного героя повести - писатель, несомненно, одержал победу.


Коми Советские писатели. - Сыктывкар, 1968. - С. 330-359.

 
Корткеросская Центральная библиотека им. М.Н. Лебедева. 2014 год.
Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Советская дом 187, lebedevlib@mail,ru
8(82136) 9-24-80. 9-98-16.