Перейти к разделу.

 

Лебедев Михаил Николаевич
(1877-1951)

Михаил Николаевич Лебедев родился 10 октября 1877 года в с. Межадор в семье сельского писаря. Судьба не благоприятствовала отцу будущего писателя. Неуживчивый и строптивый характер часто приводил его к столкновениям с начальством, и поэтому его семье приходилось постоянно кочевать по селам Сысолы и Вычегды.
Скитальческий образ жизни способствовал развитию в мальчике наблюдательности и пытливости. Суровые условия существования рано пробудили в нем горькое сознание необходимости тяжелого труда. В 1894 году Лебедевы едут в Чердынский уезд, где М. Лебедев с 1896 года уже живет отдельно, самостоятельно зарабатывает себе на жизнь в должности помощника волостного писаря сначала в Покче, потом в Мошево. В 1899 году они возвращаются в родные места. Будущий писатель живет сначала в Небдино, а с 1915 года, после смерти отца (в 1924 году) и до конца жизни в с. Корткерос. Здесь он работал секретарем народного суда. Лишь в ноябре 1916 — феврале 1917 года он находился в армии, в запасном полку в г. Костроме. Умер М.Лебедев 5 марта 1951 года в возрасте 73 лет.
На вопрос в анкетах «образование?» Лебедев обычно отвечал - «домашнее». В школе (двухклассное Усть-Сысольское училище) он пробыл всего год. Грамоте его учил отец. С детства он пристрастился к чтению художественной литературы. Подростком же он начинает сам сочинять в подражание прочитанному. Его отец, который сам напечатал ряд очерков из жизни коми крестьян, поощрял это занятие сына.
Все сочиняемое М. Лебедев безрезультатно отправлял в редакции различных журналов и газет. Однажды фортуна повернулась к нему лицом. В 1989 году был издан его исторический роман-хроника из эпохи Отечественной войны 1812 года - «За богом молитва, за царем служба не пропадут».
Еще в годы пребывания в Чердынском уезде Лебедев собирает материал о прошлом Пермского края, на основе которого пишет историческую повесть «Последние дни Перми Великой», издан­ную значительно позже (в 1907 году). После публикации романа Лебедев с удвоенной энергией отдается творчеству. Он пишет на исторические темы, пробует силы и на современном материале.
В 1899 году в нижегородской газете «Волгарь», в 3 номерах подряд появляется большой рассказ Лебедева «Отец Телентий».
После революции 1905 года в творчестве М. Лебедева обна­руживаются заметные перемены. В это время писатель переходит от исторической тематики к современной. Таковы повести «Таня Осинина» (1909) и «В волостном омуте» (1914), рассказы «Среди медведей» (1914), «На общую пользу» (1910), «Фома Лёкмортов» (1914).
Наиболее значительным произведением в дореволюционном творчестве Лебедева является повесть «В волостном омуте» (1914), первая часть которой была опубликована в 1915 году в журнале «Ратоборец».
Повесть посвящена жизни деревни кануна революции 1905 г. В повести можно легко различить две тематические линии. Одна из них — гуманистическая, вторая — обличительная.
Гуманистический пафос повести выражен глубоким сочув­ствием к «маленьким» людям, бесправным, притесняемым силь­ными мира сего, к униженным и оскорбленным. Этот пафос воплощен в образе волостного писаря Ивана Котельникова, главного героя повести.
Повесть рисует печальную судьбу людей, начинающих осознавать всю унизительность смирения и безропотного повино­вения невежественному, тупому начальству. Она показывает, как рождается чувство протеста, как пробуждается человек даже в таком механическом исполнителе распоряжений власти, как волостной писарь. Морально чистые, честные люди в этом затхлом мире чувствуют себя отщепенцами, терпящими муки унижения. Чувство возмущения, протеста против унижения человеческой личности дало ему мужество без обиняков назвать вещи своими именами в обличительной линии повести, составляющей ее наиболее сильную сторону.
После революции 1917 года М.Н. Лебедев выступает как пуб­лицист с рядом статей в поддержку новой власти. Он призывает интеллигенцию вместе с народом строить новую жизнь. В своих статьях М.Н. Лебедев будил в людях патриотические чувства. Эти же патриотические чувства он воспитывал в коми народе и своими поэмами из жизни прошлого коми народа - такими как поэмы-сказки «Корт Айка» (1928), «Яг-морт» (Лесной человек, 1928), «Юрка» (1928), «Повтöм зон» (Бесстрашный парень, 1929) и другие. В этих произведениях автор говорит о героях коми народа, которые не боялись выступать против своих угнетателей.
Значительным вкладом в коми литературу 20-х годов XX века стали оперетки М. Лебедева. В этих оперетках автор создает яркие образы коми людей. Так, героиню оперетки «Тун» (Колдун) юную коми пряху не соблазнили богатства купца. Она ре­шительно отвергает и райский сад колдуна с растущими в нем золотыми деревьями, на которых поют золотые птицы.
Попыткой поэта изобразить черты новых реальных людей стала оперетка «Настук» (Настя, 1929), в которой автор показал, как вчерашняя робкая батрачка находит себе место в новой жизни. Этим произведением Лебедев одним из первых откликнулся на изменения в жизни людей в конце 20-х годов.
Большого успеха в 30-е годы добивается поэт в басенном творчестве. До и после Лебедева в коми поэзии не было более искусного баснописца. Много его оригинальных басен написаны о труде крестьянина, рабочего, служащего. Коми баснописец не упускает случая похвалить труженика за хозяйственность, трудолюбие, находчивость, сообразительность, честность, а, с другой стороны, заклеймить позором лодыря, прогульщика, тунеядца.
Нарицательным стало имя колхозника Митрофана из одноименной басни.
Многие персонажи басен Лебедева близки к образам народных сказок. Так, в басне «Чань да Петыр Вань» (Жеребенок и Иван Петрович) вырисовывается образ глупого «хозяина», оставившего жеребенка сторожить поле, точно в сказке об Иванушке-дурачке. Из народных сказок в басни Лебедева перешли жадный волк, злые собаки, глупый медведь, поющий баран. Умело использует автор в своих баснях пословицы и поговорки: «тшыг вöлыд сёйтöгыд оз гöр» (голодная лошадь без корма пахать не будет), «тэ эн кö уджав, он и сёй» (если ты не работал, то и не поешь). Сам автор создает запоминающиеся афоризмы: «мем зептö некод зарнисö оз кисьт» (мне в карман никто золота не сыплет), «оз уна бурыс сэтысь чукты, кор пуксяс веськöдлысьö асьсö ошкысь морт» (мало толку будет, если руководить будет хвастун).
Заметный след в коми литературе оставил М. Лебедев как поэт природы. Он создал много стихотворений о временах года, о коми тайге-парме. Его стихотворения о природе отличаются точностью зарисовок, простотой описаний, зримостью картин.
Самое знаменитое стихотворение М. Лебедева - «Коми му кузя ме муна» ( Я иду землею коми). Оно было написано в 1918 году, а в 1940 году поэт его переработал. Это стихотворение М.Лебедева - вершина его лирики. Впервые в коми литературе М. Лебедев создал образ коми земли, отличающейся бескрайностью просторов и богатством лесных даров. Он воспринимал коми край как землю, которая наполняет человека верой в красоту и неисчерпаемость его возможностей. М. Лебедев создал и ряд стихотворений о возрождении коми народа «Коми смелость» (1913) и «Смелее живите, коми» (1918).
М. Лебедев — писатель, взлет творчества которого пришелся на 20-е годы XX века. Он вошел в коми литературу как писатель, который отразил в своем творчестве этап становления коми литературы XX века. Начав писать на русском языке еще в конце XIX века, он в начале 10-х годов XX века перешел на творчество на коми языке и остался в памяти коми народа как талантливый коми-русский писатель.

В.Н.Демин

 
Корткеросская Центральная библиотека им. М.Н. Лебедева. 2014 год.
Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Советская дом 187, lebedevlib@mail,ru
8(82136) 9-24-80. 9-98-16.