Перейти к разделу.

 

Музыка как предчувствие

Об истории создания национальной оперы


Когда в 1921 г. была образована автономная область коми (зырян), перед общественностью встала задача её культурно­го возрождения: создание национальной школы, литературы и языка, печати, театра и музыки, в том числе и коми оперы.

Идея витала в воздухе
Впервые вопрос об орга­низации оперной труппы из местной молодёжи был рас­смотрен 15 мая 1921 г. в Мо­скве на заседании коллегии Зырянского представитель­ства при Наркомнаце. Было решено забронировать мак­симум 10 мест в московской художественной студии; на­метили смету расходов и да­же предусмотрели сумму профессорской ставки за по­становку голоса и дыхания.
Предпосылкой к поста­новке вопроса об организа­ции оперной студии послужи­ли одноактные стихотворные пьесы с элементами пения «Мича ныв», «Бур ань» и «Тун», которые были напи­саны Михаилом Лебедевым и назывались оперетками. Для их профессионального испол­нения нужны были кадры во­калистов. Идея витала в воз­духе. Пора уже замахнуться на национальную оперу, счи­тал учёный-лингвист Илля Вась (Василий Лыткин). Из­вестны два его печатных об­ращения к Лебедеву с этим предложением.
«Что ты замолчал, Лебе­дев, первый писатель, кто сумел в светлых песнях по­казать тяжёлую долю ко­ми? Опер - вот что ждёт от тебя коми народ. Хороших, как «Мича ныв», мастер­ски сделанных, как «Порысь тун» (перевод с коми, газета «Удж», 1921 г.). «Мы ожи­даем от Михаила Николае­вича инсценировки его пове­сти «Последние дни Перми Великой», создания на её основе оперы, большой ко­ми оперы. И пусть не гонит­ся за сценографией. Хотя по­весть «Последние дни Перми Великой» - хорошая повесть на русском языке, но опера должна быть в два раза луч­ше» (перевод с коми, журнал «Парма ёль», 1923 г.).
Опыты и эксперименты
К концу 20-х годов после успеха первых коми опере­ток уже многие специалисты пришли к осознанию того, что этот жанр следует совер­шенствовать. «Из трёх опере­ток, написанных Лебедевым, «Тун» можно считать наибо­лее удачным произведением. Правда, термин «опера» (хо­тя и уменьшенный в «опере­тку») для всех трёх произ­ведений звучит несколько
громковато. Скорее всего, это маленькие пьесы, исполняе­мые пением на известные ко­ми и русские мелодии, - тем не менее... это тоже есть за­готовки коми оперы» (газе­та «Югыд туй», 24 апреля 1928 г.).
Сам Лебедев пробовал экспериментировать ещё в 1920 г., работая над тре­тьей опереткой «Бур ань». Историк театра Вера Ла­тышева в книге «Зарож­дение драматургии и теа­тра народа коми» пишет: «Примечательно, что пес­ни хора и песни молодёжи (ныв-зон) в оперетке «Бур ань» отличаются от песен остальных опереток Лебе­дева. Скорее это стихи поэ­та, порученные хору, ритм которых требует иной, чем хоровые песни, мелодии. По-видимому, Лебедев де­лал попытку приблизить свои произведения к опер­ному искусству, претендуя на мощный хор и монумен­тальную эпичность при ис­полнении».
Всеми признавалось, что «нужно подготовить коми певцов и коми композито­ров...» (журнал «Коми му», 1925 г.). Однако из-за эко­номических трудностей ещё долго кадровая проблема оставалась нерешённой. Хо­тя, начиная с 1922 г., пред­ставители коми молодёжи обучались музыке в технику­мах и консерваториях стра­ны.
Всё ближе и ближе
В 1929 г. Виктор Савин разработал выстраданную им программу подготовки арти­стических кадров на двух­годичных курсах в Усть- Сысольске, но она не была осуществлена. В январе 1930 г. в статье на эту тему он пи­сал: «Нам нужны не только драматические артисты, но и певцы. Коми не хотят отста­вать от других культурных народов. Песни - это недоста­точно, мы намерены ставить и оперы. Поэтому в студии должно быть два отделения: театральное и музыкально­хоровое». Савин никогда не терял веру в творческий по­тенциал земляков: «Наде­юсь, в гуще нашего народа найдутся хорошие голоса. Давайте начнём их выявлять в коми селениях. Думаю, найдутся в коми будущие Шаляпины (бас), Собиновы (тенор), Вальцевы (дискант) и Плевицкие (альт). Остаётся их выявить и обучить».
Позднее, работая в музы­кальной секции областного радиокомитета, Виктор Са­вин приобрёл и первый опыт работы над коми оперой. Он переводит на коми язык либретто оперы Римского- Корсакова «Майская ночь», созданное по повести Гоголя. Режиссёр-постановщик - сту­дент ГИТИСа Б.П. Семячков, исполнители - хор и оркестр коми радио, руководитель - Иван Оплеснин.
Радиоверсия прозвучала в живом эфире трижды в транс­ляции из радиостудии.
Как глоток свежего воз­духа был встречен показ на областной художественной олимпиаде (1936 г.) в Сык­тывкаре театрализованно­го свадебного обряда «Ныв сетом» («Выданье девушки») в исполнении коллектива ху­дожественной самодеятель­ности села Помоздино. «На­родная музыка, пантомима, народные плачи и обряды

средства художественной выразительности пьесы... Большинство чувств неве­сты передаётся через причи­тание плакальщиц или хора девушек - подруг невесты» (В. Латышева). Автор инс­ценировки Вениамин Чиста­лёв (Тима Вень) определил жанр постановки как «опера- драма с прологом и эпилогом из старого быта коми для по­каза в театре». Она стала по­следним ярким событием в творческой судьбе писателя, загубленного в сыктывкар­ской тюрьме в 1939 году.

Савин страстно желал ви­деть на родной земле богатую музыкальную жизнь. На про­тяжении более 10 лет он руко­водил городским хором, знал о музыкальности выпускни­ков коми студии Ленинград­ского театрального училища 1936 г., основавших профес­сиональную труппу драмте- атра. Подтверждением го­товности и его нацеленности на создание крупного музы­кального произведения, воз­можно оперы, является его последняя пьеса «Крепость». К хранящейся в архиве ру­кописи были приложены ме­лодии песен и арий, которые должны были звучать в спек­такле. Пьеса была закончена в октябре 1937 г. за несколь­ко дней до ареста автора.
Рядом с Савиным
В 1970 г. в Сыктывкаре вышла книга «О коми музы­ке и музыкантах» Алексан­дра Осипова, в которой ска­зано, что в коми искусстве уже с 1942 г. существует на­циональная опера «Усть- Куломское восстание». Му­зыка московского компози­тора профессора А.А. Ворон­цова при участии местно­го мелодиста-фольклориста П.А. Анисимова. Во всех га­зетных и книжных публика­циях спектакль назывался музыкальной драмой, хотя Воронцов получал заказ на создание именно коми оперы. Проанализировав его музы­ку, Осипов пришёл к выводу, что она написана на основе песенных музыкальных тра­диций коми народа по зако­нам оперного жанра.
А музыковед А.А. Шергина задалась вопросом: мог ли творцом первой ко­ми оперы стать сам Виктор Савин? По её мнению, оста­вайся Савин на свободе, он стал бы достойнейшим со­автором музыки Воронцова. В статье «Слово благодарно­сти» она пишет: «Несбывшееся» воображается в виде лирико-комической оперы, исполненной мелодической красоты, задушевности, мяг­кого юмора, свойственной фольклору ненавязчивой поучительности, подлинной народности».
Исследуя тему «Истоки музыкального языка В.А. Савина-композитора», Шергина выделяет в его песенном творчестве три этапа и отмеча­ет профессионализм и знание самоучкой-композитором теории музыки. Словно ря­дом с Савиным находится композитор-профессионал и подсказывает ему. Это мог быть профессор Ленинград­ской консерватории H.H. За­торный.
В1934 и 1936 годах Затор­ный приезжал в Сыктывкар. Подолгу находясь здесь, опу­бликовал в областной газете статьи: «За рост музыкаль­ной культуры», «Музыка в коми театре». По его иници­ативе проблемам и перспек­тивам музыкального образо­вания и воспитания в Коми было посвящено совещание в облоно 24 июня 1934 г. Он написал музыку к трём ди­пломным спектаклям коми театральной студии: «Реви­зор», «Коварство и любовь» и «Егор Булычёв и другие». Наконец, он был мужем Н.И. Комаровской, которая руко­водила этой студией в Ленин­граде в 1932 -1936 гг., и раз­делял её заинтересованность в становлении коми театра и музыки.
...4 октября 2009 г. на сцене Театра оперы и бале­та в Сыктывкаре состоялась премьера коми оперы «Куратов». На сегодняшний день это вершина музыкально­го коми искусства. Либрет­то - в стихах на коми языке, авторы - Альберт Ванеев и Сергей Носков. Музыка Но­скова. Кстати, он все летние школьные каникулы прово­дил в Нёбдино у бабушки, которая приходилась матери Савина четвероюродной се­строй. Его всегда вдохновля­ло родство с Нёбдинса Виттором, как показало время, - судьбоносное.
Путь, который, в конце концов, привёл к созданию коми национальной оперы, был долгим, и первыми на него вступили Михаил Лебе­дев, Виктор Савин и Вениа­мин Чисталёв.

Надежда МИТЮШЕВА

Красное знамя. – 2012. – 1 ноября

 
Корткеросская Центральная библиотека им. М.Н. Лебедева. 2014 год.
Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Советская дом 187, lebedevlib@mail,ru
8(82136) 9-24-80. 9-98-16.