Перейти к разделу.
Он был одним их первых…
К 110 летию со дня рождения М.Н.Лебедева
Коми литература создавалась усилиями не только ее основоположника И. А. Куратова, но и многих других талантливых представителей народа. Среди них был Михаил Николаевич Лебедев, чье художественное наследие сомкнуло дореволюционную коми литературу с коми литературой советского времени, особенно значительными были его успехи в поэзии и прозе.
Писатель родился22 октября 1877 года в селе Межадор Усть-Сысольского уезда, в семье волостного писаря. Всего один год проучился он в Усть-Сысольском городском училище. Отец, выгнанный с работы за неуживчивый характер, устроил сына писарем в селе Корткерос. Вот там- то он и познакомился с замечательным сказочником Пороз Иваном. На основании услышанного от него и были написаны Лебедевым на русском языке сказки «Зырянин и дятел», «Человеческая голова». В те же годы (1895—1896) он перевел на коми язык песни и романсы на слова В. А. Жуковского, А. В. Кольцова и других русских поэтов.
Первым опубликованным произведением Лебедева стал исторический роман-хроника «За богом молитва, за царем служба не пропадают» (1898). В нем рядом с реалистически написанными страницами нашли отражение и его христианско-морализаторские взгляды. О постепенном освобождении от них свидетельствуют опубликованные позднее повести «Таня Осинина» (1909) и «В волостном омуте» (1914), рассказы «Отец Телентий» (18?9), «Среди медведей» (1914), «Фома Лекмортов» (1914). Внимание писателя в этих произведениях неизменно привлекали люди с активной жизненной позицией, Таков, например, учитель Казанцев из рассказа «Среди медведей», который «призывал охранять лес, боролся с пьянством, возмущался при виде взяточничества лесной стражи.., советовал крестьянам читать книги и предлагал свои услуги по разъяснению непонятных мест».
Критик П. Г. Доронин подчеркивал, что Лебедев еще до Октябрьской революции «взялся за бытовые темы из коми жизни на основе критического реализма». Изображая дореволюционную жизнь представи- телей народа и угнетателей трудовых масс, писатель все более и более становился на народную точку зрения. С чувством удовлетворения он встретил Великий Октябрь, безоговорочно связал свои творческие интересы с поступательным движением истории, став одним из основоположников советской коми литературы. Своими публицистическими статьями, печатавшимися с 1918 года, он будил в народе чувство патриотической гордости за великую революцию, которая «дала свободу и нашему зырянскому народу», «раскрепостила наш народ и отдала вего руки старинную зырянскую землю с ее естественными богатствами». В своей поэзии в это время он разрабатывает тему нравственного становления советского человека в процессе социалистического труда. Гимном преображенному волей людей краю звучит его стихотворение «Я иду землею Коми».
В конце 20-х годов на материале легенд он создает поэмы-сказки «Железный мужчина», «Лесной человек», «Юрка», «Бесстрашный парень», где повествует о том, что у коми, как и у других народов, еще в древности были свои герои, которые не боялись бороться с ненавистными угнетателями.
Заметный вклад в коми литературу составляют оперетки Лебедева, герои которых смелые и сильные люди, вышедшие из народа. Это юная пряха Сашук («Колдун»), вчерашняя робкая батрачка Настук — героиня одноименной оперетки, которой Лебедев одним из первых коми писателей откликнулся на коллективизацию.
Значительна и страница басенного творчества писателя, а особенно ценны его персонифицированные басни «Федор и Родион», «Колхозник Митрофан», «Жеребенок и Иван Петрович», «План Василия Михайловича», «Иван Иванович». Нарицательным, например, стало имя Митрофана, воспринимающееся как синоним лентяя и приспособленца, не упускающего случая выхватить из общего котла кусок пожирнее.
Во второй половине 30-х годов в журнале «Ударник» и газете «Вöр- лэдзысь» («Лесной рабочий») М. Н. Лебедев опубликовал около 20 народных сказок в своей литературной обработке. Они повествуют о быте крестьян («Соль - непригодная вещь», «Рано проснулся», «Хитрая лиса», «Золотая горячка»), о жизни охотников («Савва и дятел», «Охотник Кипрей»). Но особенно много сказок посвящено взаимоотношениям крестьян с властями и богачами («Добрый» исправник», «Милость царя», «Мужик и царь», «Если бы тебя купцом сделали» и т. д.).
Общее название «Под богом и под царем» дал он циклу очерков «На сходе», «Бедняку учиться незачем», «Становой пристав», «Лесник», «Объездчик». К этому же циклу можно отнести его воспоминания «На Нювчимском заводе» (1950). В них писатель рассказал о жизни, труде и быте рабочих Нювчимского чугунолитейного завода в 80-х годах XIX века. Примечательно описание выступления рабочих с требованием к администрации завода сделать денежный расчет за труд вместо записок в лавку торговца, сбывающего гнилой товар. Администрация вынуждена была уступить рабочим. «В сущности победа была небольшая, — писал М. Н. Лебедев, — но все же победа. Шутка ли: переспорили управителя!..»
Хорошо известны в Коми республике и произведения Лебедева, написанные для детей: «Весна», «Клад золота», «Самый маленький зверь», «Учитесь, дети» и другие. В 1939 году он первым из коми писателей был отмечен правительственной наградой — орденом «Знак почета». От имени правления Союза писателей СССР его приветствовал телеграммой Александр Фадеев.
Большой и сложный творческий путь прошел Михаил Николаевич Лебедев. Начав писать еще в XIX веке, он в течение более пятидесяти лет успешно работал в области поэзии и прозы, лирики и публицистики, создал запоминающиеся стихотворения, песни, поэмы, рассказы, повести, выступил родоначальником жанров басен и опереток в коми литературе. На его произведениях воспитывалось не одно поколение людей. И ныне лучшие из его произведений продолжают жить в народе, помогая ему бороться против всего отжившего и отсталого, за новое, передовое.
В. МАРТЫНОВ, кандидат филологических наук
Красное знамя. – 1987. - 31 октября