Перейти к разделу.
У истоков поэзии
К 100 летию со дня рождения М.Н. Лебедева
Михаил Николаевич Лебедев, сто лет со дня рождения которого отмечает общественность республики, занимает видное место в истории зарождения и становления коми литературы. Родился он 10 октября 1877 года в селе Межадор Усть-Сысольского уезда, в семье волостного писаря, а большую часть своей жизни прожил в селе Корткерос. Творческий путь Лебедева начался рано. Ему было около двадцати лет, когда петербургский журнал «Родина» опубликовал его первый роман. А в 1899 году газета «Волгарь» напечатала его повесть «Отец Телентий».
Работая над историческими повестями, Лебедев находит много ярких страниц в истории русского народа, которые вызывают у него восхищение и патриотическое чувство. Однако чувство это оказалось искаженным под влиянием псевдо - патриотической литературы. История народа воспринималась Лебедевым как история государства. До революции писатель так и остался в стороне от революционного мировоззрения. И все же его творчество постепенно приобретает самостоятельный характер, он приходит к таким реалистическим произведениям, как повесть «Таня Осинина» и «В волостном омуте». Важным этапом в творческой биографии Лебедева явилось создание им реалистического рассказа «Среди медведей». В его герое— молодом учителе Казанцеве — писатель видит передового человека дореволюционной коми деревни, в которой трудовой народ жестоко эксплуатировали урядники, духовенство, лесники, купцы, кулаки.
С радостью встретил писатель Октябрьскую революцию. В послеоктябрьские (годы он выступал сначала как публицист. Первая его статья «Зырянская интеллигенция и народ», опубликованная в газете «Зырянская жизнь», знаменовала собой зарождение советской публицистики в нашем крае. Автор проявил большую прозорливость, призывая коми интеллигентов идти с народом, ибо в противном случае, как он писал, «выиграют, разумеется, наши враги, а зырянский, народ и сами интеллигенты, безусловно, проиграют».
Своими статьями Лебедев, будил в народе патриотическое чувство нового качества, чувство гордости за великую революцию, которая «дала свободу и нашему зырянскому народу». В своей поэзии он разрабатывает темы социалистического труда и нравственного становления советского человека. Гимном преображенному волёй советских людей Коми краю звучит его стихотворение, написанное на коми языке (родной язык М. Н. Лебедева — русский, по-коми он начал писать с 1913 года) «Я иду землею коми»:
На дорогу вышел:
Вечный
Гул тайги по всей стране.
И — как жизни новой вестник —
Шум машин навстречу мне...
За селом чернеют пашни,
Сеять хлеб пришла пора.
На полях колхозных наших
Не смолкают трактора.
(Перевел С. Обрадович)
В конце 20-х годов на материале легенд нз прошлого коми народа он создает поэмы-сказки «Кöрт-Айка» («Железный свекор»), «Яг морт» («Лесной человек»), «Юрка», «Повтöм зон» («Бесстрашный парень») и другие.
Возможно, легенда о Кöрт-Айке, положенная писателем в основу поэмы, отражает одну из попыток русского правительства в XV веке начать в Коми разработки медных и серебряных руд. Потерпев неудачу в поисках металлов, Кöрт-Айка использует обычный в этих краях способ сбора дани с коми населения, а попросту говоря, занимается грабежом и, естественно, затрагивает интересы местного жреца Памы. Но кто бы ни победил из них— Пама или Кöрт-Айка — народу ни в том, ни в другом случае не становилось легче.
В поэме «Повтöм зон» повествуется о столкновении купцов с молодым коми охотником Екышем и его товарищами, которое закончилось гибелью охотников. Недолго ходила по земле и Бур Ань (добрая женщина) из одноименной поэмы Лебедева, недолго призывала она простых тружеников к объединению и поискам светлого пути. Подкараулили однажды ее «три ворона, одетые в лисьи шубы», и пала она под ударами их топоров. Герои, подобные Екишу и Бур Ань, погибают, но продолжают жить в памяти народной, как продолжает жить и мечта народа об освобождении. Значительный вклад в коми литературу составляют оперетки Лебедева, в которых автор изображает смелых и сильных людей, вышедших из народа. Так, в оперетке «Колдун» юную пряху Сашук не соблазнили ни богатство купца, ни положение барыни, которое он ей обещал, сватаясь к ней.
Попыткой изобразить черты новых людей стала его оперетка «Настя».
В ней автор показал, как вчерашняя робкая батрачка находит себе место в новой жизни. Этим произведением Лебедев одним из первых коми писателей откликнулся на тему коллективизации и показал первые шаги по осуществлению ленинского кооперативного плана. Автор выступает на стороне тех молодых людей, которые решительно борются против устоев старой патриархальной семьи, противопоставляя им новую мораль и нравственность, рожденные революцией.
Широкую известность получили песни Лебедева. В 20—30-е годы они были одной из наиболее действенных форм просвещения народа. Часто Лебедев по-своему развивал в них известный лирический сюжет и поэтические образы, иными словами, давал им новую песенную жизнь. Можно назвать хотя бы такие его песни, как «Что же ты, солнце, за лес опустилося?», «Смелее, братья, шагайте», «Солнце всходит и заходит» и другие.
В 30-е годы писатель обращается к теме борьбы за мир, а в военные годы мобилизует свою поэзию на борьбу с фашизмом. Значительно басенное творчество писателя. Баснописец не упускал возможности похвалить труженика за хозяйственность, трудолюбие, находчивость, сообразительность, честность, заклеймить позором лодыря, прогульщика, тунеядца, бюрократа, пьяницу.
Много стихов М. Н. Лебедев писал для детей. О его стихотворении «Пришла веселая весна» писатель В. Юхнин говорил: «Оно такое объективное, легкое и радостное, так сочетается с весенним настроением человека, что подходит и для старого, и для молодого, и для образованного, и для малограмотного». Лебедев первым из коми писателей был отмечен правительственной наградой — орденом «Знак Почета». Большой и сложный творческий путь прошел Михаил Лебедев. Широко черпая материал н средства для своих произведений из коми фольклора и русской словесности, он успешно работал в области лирики и публицистики, создал запоминающиеся стихи и поэмы, стал родоначальником жанра басни и оперетки в коми литературе. Его произведения и ныне помогают бороться против всего отжившего и отсталого, за новое и передовое.
В. МАРТЫНОВ, кандидат филологических наук
Красное знамя. – 1997. - 9 октября