Перейти к разделу.

 

Упорно шагал к реализму

О МАЛОИЗВЕСТНЫХ СТРАНИЦАХ ТВОРЧЕСТВА МИХАИЛА ЛЕБЕДЕВА

     ЛЕБЕДЕВ — один из основоположников коми советской литературы. И этим сказано многое. Однако в ко­ми поэзию он пришел сло­жившимся русским прозаи­ком. Чтобы художник пере­шел из одного вида искусст­ва слова в другой да притом поменял язык творчества,— подобное едва ли знает ис­тория мировой литературы. Вот такая необычная твор­ческая судьба. И она сказа­лась на том, что дооктябрь­ское творчество Михаила Лебедева мы знаем мало.
М. Н. Лебедев (1877 — 1951) был внуком русских крепостных, привезенных це­лой деревней, в результате карточного проигрыша, в Ко­ми край и ставших рабочи­ми Нювчимского чугуноли­тейного завода. Будущий пи­сатель, сын волостного пи­саря, родился в селе Межадор. Детство его проходило в Нювчиме, в коми селах, и к началу литературных за­нятий он одинаково владел русским и коми языками. В школу ходил всего один год. Грамоту ему, как это верно показано было затем в авто­биографическом рассказе «Нечаянный талант», «вби­вал» отец. Но главными учи­телями были русская клас­сика и коми фольклор, глав­ной школой — постоянное и упорнейшее самообразование, давшее, развитие природному таланту.
Можно предположить, что в 1894—Г895 годах молодой автор задумывался над вы­бором языка творчества. На­чиная с 1896 года, записи для себя он делает по-коми, тогда же переводит и сочи­няет на коми языке песни. Его сомнения решила воз­можность публиковаться лишь на русском. А с 1913 года, с подъемом новой революци­онной волны теперь и на национальных окраинах Рос­сии, прозаик опять, уже на высокохудожественном уров­не, берется за коми поэзию. Некоторые стихи того вре­мени хрестоматийны.
ОКТЯБРЬ красной линией разделил жизнь писателя на старое и новое. Новое так увлекло его, что многое из прежде созданно­го незаслуженно было забы­то даже им самим. Позже, правда, способствовали тому и иные причины. В 1940 го­ду Василию Юхнину приш­лось выступить в печати про­тив бытующего мнения о том, что якобы «дореволю­ционное творчество Лебедева целиком реакционно», а сам он не понял революции чуть ли не до окончательной по­беды социализма. Здесь уместно напомнить, что сра­зу после установления Со­ветской власти в крае писа­тель становится секретарем комбеда к Корткеросе. Заб­вению многих ранних его вещей способствовало, оче­видно, и то, что в зрелости он относил начало своей ли­тературной деятельности лишь к 1900 году, когда в январском номере журнала «Досуг и дело» появился рассказ «Иван Голой». Это при том, что в разных петер­бургских и московских из­даниях уже вышло немало произведений.
Молодой прозаик был пло­довит. Достаточно сказать, что только в журнале «До­суг и дело» он напечатал бо­лее 30 произведений. В сто­личной и местной печати опубликовано множество ста­тей, очерков, легенд по мотивам коми фольклора, рас­сказов и повестей. Наследие писателя полностью по сей день не выявлено из-за труд­ностей установления авторст­ва. Свои публикации в газе­тах он чаще подписывал псевдонимами. А псевдонимы, думается, известны пока не все. При просмотре части публикаций и личного архива М. II. Лебедева мне, напри­мер, встречались такие вы­мышленные имена писателя: Максим Эжвинцев, Абориген, Абориген Вычегодский, Мат­вей Холодняк, Матвей Бе­рестов, М. Войтыров, Юсь.
ВИДИМО, не все запи­санное молодым литера­тором одинаково интересно сегодня широкому читателю. В юности у него было много несамостоятельного и художе­ственно несовершенного. Ведь Лебедев начал «пробовать» себя в искусстве слова три­надцати лет, в семнадцать на­писал первый роман. Соглас­но собственному утвержде­нию он с детства и до 22 лет «терся» в волостных правле­ниях — служил помощником волостного писаря или писа­рем. Темы и образы «волост­ного омута» и волостной ин­теллигенции станут затем ведущими в его творчестве...
Постепенно Лебедев отхо­дит от литературных направ­лений и течений, лишенных четкой социальной направлен­ности и гражданского пафо­са. Помогло и то, что он многие годы изнутри наблю­дал быт и нравы захолустья. И к предоктябрьскому вре­мени Михаил Лебедев пере­жил очень важные мировоз­зренческие и художнические перемены. Каждое его раннее произведение — важный до­кумент, по которому можно проследить нелегкое станов­ление личности писателя. Это верные вехи эволюции его литературных воззрений. Без их учета, как предупреждал в свое время В. Юхнин, бы­ли бы стерты этапы творче­ства, которые проявились в том, что Лебедев упорно ша­гал к реализму. Читая его рассказы и по­вести, статьи и заметки убеж­даешься, что каждая строка является свидетельством по­нятливого очевидца и умело­го, точного рассказчика. Пред­ставители волостной «аристо­кратии» у него лишены чита­тельского участия, обездолен­ные находят сочувствие. От­ражая гнетущую пустоту жиз­ни, проза Лебедева будит и чувство негодования к хозяе­вам омута.
В 1940 году отмечалось 40-летие литературной дея­тельности Лебедева. Тогда коми журнал «Ударник» пе­репечатал без перевода главы повести «В волостном омуте», рассказ «Фома Лекмортов» (в переводе В. Трошевой он выходил также на коми языке в 1983 году в газете «Югыд туй»). Увидели свет некото­рые другие ранние работы или их фрагменты... Вот, по­жалуй, и все, что печаталось в советское время из ранне­го творчества писателя. В са­мом конце 30-х годов он на­чал переговоры об издании повести «В волостном ому­те», и рукопись была уже представлена в книжное издательство, но осуществить намерение помешала война.
ЛИТЕРАТУРНАЯ общественность поставила нынче задачей по возможности полнее познакомить сегодняшнего читателя с дооктябрьским творчеством Лебедева. В текущем году Коми книжное издательство наметило выпустить томик его избранной прозы. Мне довелось готовить тексты, потому не без заинтересованности хочу обратить внимание читателя к предпринятому делу. Лебедевских текстов найдено в общем уже немало. И скажу заранее: я утвердился во мнении, что он в своем творчестве изначально был гуманистом. То, что удалось предложить к изданию, позволяет говорить о глубоком демократизме молодого писателя, о его активной позиции.    Освобождаясь от ненужных, а то и вредных влияний, Ле­бедев все с большим интере­сом обращался к русской классике. Как писал он сам, ему все чаще «попадались большие писатели», и он «мог, наконец, прочитать Толстого, Тургенева, Гоголя, Гончарова». В умении зримо и осязаемо передать образ кулака (рассказ «Фома Лек­мортов») сказываются тради­ции «Охотничьих рассказов» Тургенева. Черты хищника- собственника, попирающего все основы морали, были «списаны» с натуры. Расска­зы «Иван Голой» и «На свя­тках» созданы в тех тради­циях русской литературы XIX века, которые нашли, пожа­луй, самое яркое выражение ъ «Пропавшей грамоте» и «Заколдованном месте» Го­голя.
Единства идейно-творче­ских устремлений Лебедев достиг не сразу. У молодого Лебедева реалистические воз­зрения иногда сочетаются с просветительскими, идеи спра­ведливого решения социаль­ных противоречий смешива­ются с сентиментальной чувствительностью и описа­тельностью. Но в любом слу­чае писатель выступает за ра­венство людей, за их просве­щение, проводит идею ценнос­ти каждой человеческой лич­ности. Если к раннему твор­честву Михаила Лебедева под­ходить с точки зрения современной борьбы идей, то оно занимает место но нашу сто­рону баррикады. При этом обязательно следует отметить, что проза Лебедева неповто­римо самобытна. Она иногда или просто согрета мечтой о справедливом устройстве жиз­ни, или имеет явно выражен­ный критический пафос. Пи­сатель владеет точной пси­хологической наблюдатель­ностью, тонким лиризмом.
ВЕРШИНОЙ дореволюционной прозы М. Н. Ле­бедева хочется назвать по­весть «В волостном омуте». Она дошла до нас не цели­ком, но и по имеющейся час­ти чувствуешь идейную и художественную завершен­ность, четкую реализацию авторского замысла. Со страшной силой обнажено губительное воздействие буржуазно-феодальной дей­ствительности на человека. Тщетно надеется юный пи­сарь Ваня Котельников на осуществление своей мечты, его наивные планы разбиваются о мерзости провинци­ального быта. Ему уготована незавидная судьба.
Повесть «В волостном омуте» — произведение, где Ми­хаил Лебедев уже твердо сто­ит на позициях критического реализма. Многое раскрыва­ют авторские «Несколько слов о повести «В волостном омуте», которые будут впер­вые опубликованы в ожидае­мой книге. Нельзя не заме­тить, что наряду с критиче­ской направленностью, автора волнует проблема человече­ского достоинства. И эта те­ма возникает в его прозе не единожды. Писатель не оп­равдывает обывательство лишь обстоятельствами. Сло­вом, возникает мотив, соз­вучный горьковскому призыву к социальной активности. Своим идеалом Лебедев имел духовное освобождение че­ловека, что определяет ак­туальность его раннего твор­чества.
Имя М. Н. Лебедева жи­вет в народе. Его читают и чтут. Его помнят как перво­го коми литератора, отмечен­ного государственной награ­дой в 1939 году — орденом «Знак Почета». Стихи Лебе­дева были подхвачены как песни. Проза Лебедева — «теплая», очень лиричная.
Михаил Лебедев пришел в советскую литературу уже многоопытным художником- реалистом. И его дореволю­ционное творчество следует рассматривать как один из источников молодого и быст­ро поднявшегося националь­ного искусства слова.

Г. Беляев, кандидат филологических наук
Красное знамя. – 1984. – 13 октября


 
Корткеросская Центральная библиотека им. М.Н. Лебедева. 2014 год.
Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Советская дом 187, lebedevlib@mail,ru
8(82136) 9-24-80. 9-98-16.