Перейти к разделу.
«Мне слова твои зала ли в душу...»
(А. Мишарина)
Поэтический облик героини А. Мишариной отличается только ей присущей психологической характерностью, в которой раскрывается мир женских чувств. Это сборники «Куим сьыланкыв» (Три песни, 1977); «Войвыв дзоридз» (Северный цветок, 1980); «Коми муой, сьӧлӧмшӧрӧй» (Земля моя коми, 1981), «Быдмам войвылын» (Растем на севере, 1987).
Не случайно критики отмечали, что с приходом А. Мишариной в коми поэзии зазвучал толос доброго, сердечного, нежного человека Отличительная черта ее героини — особая доверительность, искренность. Круг проблем, вопросов, которые тревожат ее, не слишком широк. Но ее душа четко откликается на каждое даже незначительное движение другой души, она чутка к проявлениям красоты. счастья, радости, остро переживает собственные заблуждения, ошибки. Лирический поиск и определяет жанровые пристрастия поэтессы. В основном — это лирическая или пейзажная миниатюра.
Лирическая героиня А. Мишариной — человек нежного сердца, чистых дум, большой искренности. Ее чувства всегда незаемны и подлинны, говорит ли она о своих невзгодах, пристрастиях или признается в любви к родной земле. Она стремится к тому, чтобы ее слово соответствовало душевному состоянию, чтобы в ее стихах не было фальши. И это нередко удается поэтессе.
Одно из самых глубоких чувств поэзии А. Мишариной — чувство родины. Мы знаем, как богато и многообразно выражается оно в современной коми поэзии в стихотворениях С. Попова, А. Ванеева, Г. Юшкова и более молодых их товарищей по перу — В. Тимина, В. Лодыгина, А. Некрасова. Но А. Мишарина находит свои слова, свои интонации, чтобы рассказать о том, что ей близко и дорого. Родина для нее — это деревенька, где она родилась и выросла, люди, что живут вокруг, и безымянная лесная речушка, и юная березка, нежно шепчущая что-то родное. Знакомо?— Несомненно, но в том-то и дело, что это знакомое оживает в ее стихах такими новыми гранями, что все воспринимаешь, как вновь открытое, первозданное» присущее только этому поэту. А ведь это и есть самое ценное, что может быть у поэта. Сказать о знакомом, известием свое слово, увидеть привычное в новом свете. Уже много раз цитировали стихотворение А. Мишариной «Коми муӧй» (Мой край), ставшее своеобразной визитной карточкой поэтессы.
Коми муӧй менам дженьыд гожӧмъяса,
Но и сійӧ менам сӧстӧм пожӧмъяса.
Коми муӧй менам веж морозъяса,
Но и сійӧ менам мича козъяса.
Коми муӧй менам зэра аръяса,
Но и сійӧ менам байдӧг-таръяса,
Коми муӧй менам зыбуч нюръяса,
Но и сійӧ менам сьӧла-уръяса.
Край мой милый —
С белыми метелями,
Мой навек —
С. прямыми чудо-елями.
Летӧ в нем коротков,
Но вальное.
В сосняке духмяном Медоствольное!
Перевод С. Вольского, С. Макарова.
Стихотворение и сегодня покоряет своей искренностью. Однако горизонта видения поэтессы, ее восприятие родины сегодня уже расширились, сохранив при этом ту непосредственность, что отличало ее первые стихи. Для нее и сегодня дорога милая, светлая Родина. Удивление перед красотой родных просторов у поэтессы сочетается с добрым, внимательным отношением к окружающим людям, открытием в них духовных родников. Хотелось бы отметить также стихотворения «Славные люди», «Доброта», «Моей учительнице», которые привлекают умением поэтессы высветить духовную красоту человека. Отрадно, что своп размышления А. Мишарина облекает в лаконичную поэтическую форму. Стремление к экономному использованию слова — еще одно достоинство ее стихотворений. Стихи остаются с читателем, словно помимо его воли.
Радует умение А. Мишариной открыть мир интимных: чувств человека. В сегодняшней коми поэзии немного найдется таких искренних стихотворений о любви. Это тем более примечательно, что коми поэты, говоря о любви, довольно часто упрощают ее характер. Они недостаточно раскрывают диалектику этого чувства. Иначе в книгах стихов коми поэтессы. Для нее любовь — это светлая печаль, счастье и муки одновременно, пройдя через которые человек становится лучше, чище. Поэтесса говорит о любви, как о даре страдать и радоваться, дарить счастье дорогому человеку. Поэтично и просто это пожелание счастья выражено в стихах «Сувтны эськӧ пелысьӧн» (Стать бы мне рябиною).
Сувтны эськӧ пелысьӧн
Тэнад ӧшинь улӧ.
Дзоридзавны син водзад,
Гажӧдны быд тулыс.
Лоны эськӧ шондіӧн,
Сувтны узянінад.
Шоныд, мелі югӧрӧн
Инмӧдчыны дінад.
Стать бы мне рябиною,
Тонкою лесною.
И тебя бы радовать
Каждою весною,
Или красным солнышком
Белыми ночами:
Целовала б сонного
Нежными лучами.
Перевод Н. Мирошниченко.
В этих строках нельзя не увидеть народных истоков, связь с которыми всегда благотворно сказывается на творчестве поэта.
В книгах А. Мишариной немало стихотворений о любви — испытании. Но, пожалуй, ошибается тот, кто на основании некоторых ее стихотворений, таких как «Кӧсйи тэнӧ вунӧдны» (Хотела тебя позабыть), «Мыйла нӧ олӧмыс» (Зачем мне жизнь дала любовь), «Сувтны эськӧ пелысьӧн» (Стать бы мне рябиною) и других, сделает вывод, что она воспевает неудачную любовь, которой нет выгода в большой мир и она ограничена рамками душевных переживание Нет, это не так. Душевные переживания терпении А. Мишариной помогают ей ощутить красоту окружающего мира, признаться в самой сокровенном.
Любовь для нее — это счастье обновления, духовного возмужания, поверка на человечность, вечерняя звезда, которая светит всегда в пути. Поэтесса просто и раскованно умеет рассказать о душевном мире своей героиня, о ее умении самоотверженно и глубоко любить любовью, которая «в стужу согреет и дорогу в почи озарит». Право же, давно уже в коми литературе не было таких искренних, овеянных поэзией стихотворений о любви. Поэтому можно утверждать, что в поэзии А. Мишариной раскрылась удивительно поэтичная душа. Психологический мир девушки пытались раскрыть и А. Ванеев в стихотворении «Мыйла тэ эн бергӧдчыв» (Почему ты не обернулась),. Г. Юшков —«Мамӧ, тэ нинӧм он тӧд» (Мама, ты ничего не знаешь), но по-настоящему он раскрылся в поэзии А. Мишариной. Красота героиня коми поэтессы в том и заключается, что в ней отражаются юношеские устремления и мечты, юношеская искренность и непосредственность. Так раскрывается мир первого чувства, неуверенного и робкого, в стихотворениях о любви. Отталкиваясь от народной поэтической традиция, в которой исключается фалинь, поэтесса находит простые, искренние слова для передачи душевного состояния своей героини, которая хотела бы стать рябинкой, солнышком, луной или легким ветерком, чтобы быть рядом с любимым. Правдиво запечатлена в стихотворении тяга девушки любить и быть любимой, которая с исключительной силой подчеркнута заключительными строками: «Сӧмын, муса мортанӧй, абу тай тэ менам» (Только, любимый человек, ты, к сожалению, не мой).
Чтоб точнее почувствовать особенности лирической героини А. Мишариной, своеобразие душевного мира, стоит сравнить ее стихотворение «Сиктса челядьлы» (Деревенским ребятишкам) со стихотворением А. Ванеева «Ичӧтик зонъяс» (Мальчишки). А. Ванеев в деревенских ребятишках видит будущее своей страны, силу, красоту и мощь советской державы. Для лирической героини А. Мишариной сельские мальчуганы в первую очередь часть родного края, неброского, простого и очень дорогого. Русоволосые ребятишки А. Мишариной — это дети, непосредственные и озорные. Лирическая героиня любит их простой, неизменной любовью за доброту, трудолюбие, заботу о животных. Мальчишеский мир для нее — это мир чистоты помыслов, дед, свершений. Оттого и близки дети рӧднӧй пармы, что в них отразилась духовная красота народа. Показательно, что лирическая героиня ни словом не упоминает о народа, но весь ее духовный мир, ее помыслы о чистоте и искренности, как необходимых качествах подлиннӧй человечности, соединяет ее эстетический идеал с идеалом народа.
Мир лирической героини — это мир подлинный. Притягательность его в том, что перед читателем предстает человек, стремящийся найти верные жизненные ориентиры, тот стержень, который наполняет жизнь большим смыслом. Героиня А. Мишариной не обольщается насчет своих возможностей, не стремится показать себя лучше, чем она есть. Она искренне и просто делится своими сомнениями, рассказывает об ошибках, неудачах, веря, что человек должен оставить добрый след на земле. Как нечто очень важное воспринимает она изменения, которые происходят в ее душе, радуется тому светлому, что входит в ее жизнь. Героиня А. Мишариной перемены в душевном состоянии воспринимает как воздействие природы, доброго и отзывчивого друга, которые делает человека лучше, чище, счастливей. Основная черта ее — поиск счастья — воспринимается как открытие таких социально-нравственных ориентиров, которые делают жизнь цельной, исполненной красоты. Не случайно так привлекательны для нее живущие рядом с ней люди, словно неброские северные цветы, украшающие землю. Это их известный советский поэт Р. Гамзатов назвал «высокими звездами». Для А. Мишариной они определяют биение пульса жизни на земле, оставаясь «навеки страницами лучшей книги», по которой учится жить героиня ее стихотворений.
Демин, В. Под кронами сосен. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во. - 1989 . - С. 110-114.