Перейти к разделу.
Юстина Аверкиевна Попова
(1896-1980)
Сказки в стихах, песенные игры, короткие рассказы для детей создавала поэтесса Юстина Аверкиевна Попова. Родилась она 12 октября 1896 года в деревне Джиян (ныне Ивановская, Корткеросского района Республики Коми). Ю.А. Попова сначала окончила церковно-приходскую школу в Большелуге, затем Усть-Сысольскую женскую прогимназию и с 1914 года по 1926 год преподавала в сельских школах Межадора, Ношуля, Сторожевска, Большелуга, Новика. После 12 лет работы в школе из-за болезни ей пришлось отказаться от преподавательской деятельности. Она переезжает в Сыктывкар и начинает работать в профсоюзном комитете учителей, сотрудничать в газете “Вöрлэдзысь”, радиокомитете, много работает над переводами на коми язык детской литературы.
Ю.А. Попова начала писать еще в период работы в школе. Первые произведения были опубликованы в нескольких номерах журнала “Ордым” в 1929 году. Это стихотворения “Рытын” (“Вечером”), “Челядьлы” (“Детям”), “Веськыд туй выло” (“На прямую дорогу”), “Ар” (“Осень”) и другие.
Вновь Ю.А. Попова обратилась к художественному творчеству в конце 50-х годов. В 1962 году у нее вышел сборник стихотворений для детей “Кекöнач” (“Ладушки”), затем были книжки “Другъяс” (“Друзья”, 1965), “Менам нöдкывъяс” (“Мои загадки”, 1965) в соавторстве с В.А. Пунеговым, “Восьтам öшинь паськыда” (“Распахнем окно пошире”, 1967, 1986), “Мича Зоя (“Красивая Зоя”, 1971), “Кöчильöй да ручильöй” (“Заинька и лисонька”, 1972).
Поэтическое наследие Ю.А. Поповой представляет собой переработку колыбельных песен “öввö” (“Баю-бай”), “Kaгa видзысь” (“Нянечка”), произведений детского коми фольклора (потешки и небылички “Кекöнач” — “Ладушки”, “Дзумилюки” — “Забодаю”, “Рöдтам, гöнитам” - “Рысью скачем”, “Ичöтик мойд-небылича” - “Маленькая сказка-небылица”, “Катша рок пуö” - “Сорока кашу варит”, “Бобö” — “Милый” и другие). По коми народной сказке поэтесса создала поэтическое произведение “Кöчильöй да ручильöй” (“Заинька и лисонька”). В тексте автор сохранила повторяющиеся устойчивые народные выражения, повторы. Так, например, заяц три раза жалуется на лису:
Йи черöн кераси,
Чаг пуртöн вöласи,
Öтка вынöн стрöитчи,
Ас керкаö овмöдчи.
Вöтлiс гортысь наян Руч.
Рубил ледяным топором,
Щепкой-ножом стругал,
Строил один,
В свой дом заселился.
Выгнала из дома хитрая лиса.
И лиса повторяет одни и те же угрозы медведю и волку. Свои загадки Ю. Попова создавала также подобно народным загадкам. Детям известны пейзажные зарисовки поэтессы “Ар” (“Осень”), “Тöвся войö” (“В зимнюю ночь”), “Тувсов асывводз сиктын” (“Весеннее утро в деревне”), рисующие картины северной природы, пробуждающейся деревни. Стихотворение “Челядь да арся лэбачьяс” (“Дети и осенние птицы”) автор строит в форме диалога между детьми и птицами.
Жизни маленькой девочки до революции, ее повседневным занятиям посвящено произведение “Рытын” (“Вечером”). Другие стихотворения - “Другъяс” (“Друзья”), “Детской садйо муна” (“Иду в детский садик”), “Восьтам öшинь паськыда” (“Откроем окно пошире”), “Вен” (“Спор”), “Мича Зоя” (“Красивая Зоя”) - также рассказывают о детях.
При создании колыбельных, сказок, потешек Ю.А. Попова стремилась использовать ритмы поэтических произведений народного творчества. Игра слов, звукоподражания, устойчивые народные выражения, пословицы, поговорки присутствуют и в стихотворениях Ю.А. Поповой на современную тему. Умерла Ю. Попова 3 октября 1980 года.
С. Югов