Перейти к разделу.
Савин Виктор Алексеевич
(1888 - 1943)
Летом 1918 г. в газете «Зырянская жизнь» появилось стихотворение на коми языке «Горд звон» (Красный набат), под которым стоял никому неизвестный псевдоним «Нёбдiнса Виттор», что в переводе с коми означает Виктор из села Небдино. Вскоре это имя завоевало такую популярность в народе, что коми литературу 20-х годов XX века уже невозможно было представить без имени этого человека — поэта, драматурга, литературного критика, композитора, режиссера, актера, собирателя музыкального фольклора.
В. Савин родился 21 ноября 1888 г. в селе Небдино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии в бедной крестьянской семье. Семилетним мальчиком он поступил в Небдинское начальное училище, по окончании которого учился в соседней Деревянской школе.
Закончив школу, В. Савин работал волостным писарем в Усть-Куломе, в Савиноборе и в Щугоре. Тогда же он сближается с революционно настроенной молодежью, знакомится с полит ссыльными, а чуть позже, в 1906 году, вместе с отцом в поисках работы и куска хлеба отправляется на отхожие промыслы за Урал. Затем в поисках лучшей доли В.А. Савин переезжает на Украину. 1917 год застал его на Карнаватском руднике членом революционного рудничного комитета.
В 1918 году В. Савин возвращается в родной край и сразу же с головой окунается в кипучую общественную и творческую деятельность: вступает в партию большевиков, ячейка которой возникла в Усть-Сысольске (Сыктывкаре) летом 1918 года возглавляет Усть-Сысольскую ЧК, избирается секретарем укома большевиков, одновременно много сил отдает организации культурно-просветительной работы и литературного движения в Коми крае.
В. Савин был зачинателем коми литературы — поэзии, прозы, драматургии и основателем коми национального театра. В 1920 году он организовал первую национальную труппу «Сыкомтевчук». В 1930 он создал Коми инструктивный передвижной театр (КИПТ) и на этой основе был в 1936 году открыт Коми национальный театр. Он был одним из руководителей первой профессиональной организации коми писателей - КАПП (Коми ассоциация пролетарских писателей, 1926), он переводчик на коми язык «Грозы» Островского, «Ревизора» Гоголя, «На дне» Горького, «Слуги двух господ» Гольдони.
В. Савин был делегатом первого Всероссийского съезда крестьянских писателей (1929). Он много ездил по республике, писал, собирал фольклор, выступал перед коми крестьянами. Он был самым известным и любимым коми писателем 20-х — 30-х годов, но годы сталинских репрессий не пощадили и его. Он был арестован в 1937 году и приговорен к тюремному заключению, которое он отбывал в Сибири и скончался в лагпункте Тайга Кемеровской области 11 августа 1943 года.
Поэзия В. Савина 20-х годов XX в. проникнута настроением гордости и радости от надежд, связанных с революцией. Он пишет о людях-борцах (Домне Каликовой, революционерах), призывает встать на защиту родины, выступить на защиту новой жизни.
В эти годы В. Савиным было сделано немало и в области сатирической поэзии. В песнях и частушках он высмеивал Колчака, Деникина, Савинкова, белогвардейцев Латкина и Орлова, которые хотели свергнуть власть Советов.
В своих статьях «Встань, коми крестьянин, на борьбу за свое счастье», «Коми литература и театр», «За грамотность» и в других писатель выступал страстным борцом за культурный прогресс своего народа.
Песенная душа коми народа запечатлена в музыкальных произведениях В. Савина. Он был актером и драматургом, музыкальные произведения включал в свои пьесы и сам их исполнял. А из спектаклей коми песни выходили в жизнь, становясь по-настоящему известными во всех уголках коми земли. Не случайно популярность В. А. Савина была поистине уникальной для своего времени. Это была известность выдающейся творческой личности.
В творческой деятельности В. Савина видное место занимает драматургия. За десять с небольшим лет В. А. Савин создал свыше двадцати пьес. Во всех его драматических произведениях от одноактных пьес на злобу дня до больших художественных полотен — отражается бурная, противоречивая остроконфликтная действительность 20-х — начала 30-х годов XX века.
В драматургии В. Савина выделяются два направления: драма борьбы за национальное и социальное освобождение народа и комедии отличающиеся ярким, образным, выразительным на родным языком; в их основе лежат преимущественно социально - бытовые конфликты.
Наиболее значительными произведениями, написанными В. Савиным в жанре драмы, являются пьесы «На восходе солнца цветок увял» (1919), «Усть-Куломский бунт» (1928) и «Дочь пармы» (1929). Все эти пьесы объединяет тема становления человека с революционной психологией. В героях этих пьес — в образе Григория Сигерова, отдавшего свою жизнь за революцию («На восходе солнца цветок увял»), в образе Клавдии («Дочь пармы»), бросившей вызов старым порядкам и обычаям, — воплотился призыв В. А. Савина к новой жизни. В драме «Усть-Куломский» бунт» (1928) драматург рассказал о крестьянских волнениях в коми
1841 —1843 годов.
Восторг перед миром, радость от красоты и неповторимости жизни, восхищением человеком-тружеником пронизаны пьесы В. Савина « В раю» (1921), «Неприкаянная душа» (1926), «Водяная крыса» (1928), «Знаменье» (1930). Драматург в сатирико-юмористической форме разоблачал фальшь и лицемерие служителей церкви, вскрывал их алчность и корыстолюбие, проявляя при этом веселое озорство. Комедии составили целый этап в творчестве В. Савина. Значимость их определяется не только злободневностью, но и художественными достоинствами. Комедиография В. Савина явилась началом формирования иронико-юмористического течения в коми литературе.
Драматургическое творчество В. А. Савина в настоящее время является важной составной частью коми драматургии. В лучших своих образцах оно оказывает плодотворное воздействие на творчество современных коми драматургов. Юмористическим традициям В. Савина следуют сегодня Г. Юшков, П. Шахов, А. Ларев. Чтобы понять, что такое В. Савин для коми людей, необходимо не только знать, что он поэт, драматург, композитор, актер, режиссер, прозаик, но и то, что он прежде всего мастер коми живого яркого слова. Это проявилось как в драматургии и песенном творчестве В. Савина, так в его поэзии. В. Савин создал баллады, послания, элегии, поэмы. Среди его поэм — поэмы о любви «Горе девушки» (1920), «Тиюк» (1924), сатирическая поэма «Архиерей» (1922), историко-героическая поэма «Сыктывкар» (1935) об истории коми народа, воплотившейся в истории его столицы.
В стихотворениях В. Савина раскрывается красота молодости и веселое удальство коми крестьянина, его лирическая душа. Самые знаменитые стихотворения В. Савина — баллады «Тутуруту Семо» (Непутевый Семен, 1920) и «Мича нывъяс» (Красивые девушки, 1921), «Чужи-быдми сьöд вöр шöрын», 1920). В этих стихотворениях встает деревенская жизнь 20-х годов XX века. Савин в крестьянской повседневности видит красоту далекого детства и открывает его как мир, полный драматических конфликтов и экзотики (Родился и вырос в глухом лесу). Экзотика далекой жизни и в крестьянских полосатых брюках («визя гач»), и в крестьянской обуви («кöтi»), и в жесткой крестьянской рубахе («чорыд сера дöрöм»), в которую одет мальчик, и в крестьянской колыбельной, которую он поет у зыбки («зыбка дорын «öввö» сьывны») и в том, что он кормит ребенка из соски, сделанной из рога коровы («пöжöм йöлöн сюрысь вердан»), и в том, что мать, вернувшаяся вечером после работы, приносит сыну скудные дары леса — «льöм да öмидз» (черемуху и малину).
В стихотворении «Аддзысьлан тай» (Встретишься вот, 1921) В. Савин передает поэтичность обыденной простой трудовой жизни, привлекательность простых радостей молодой девушки. Удивительна мелодия савинских строк, раскрывающая в будничной повседневности молодости подлинную поэзию.
По лесу-бору брожу-гуляю,
Рыжики, грузди собираю,
С грибником повстречаюсь,
Тайно обнимаюсь.
В. Савин создает в стихотворении поэзию радостей деревенской девушки, трудолюбивой, простой, доверчивой, полной жизнелюбия и оптимизма.
С искрящимся юмором рассказывает поэт в стихотворении «Непутевый Семен» о свадебном застолье. Гöгрöс Öгрö (Круглая Аграфена), Бырган Дарья (Трещотка Дарья), Чукля Педöр (Кривой Федор), Ныртöм Петыр (Безносый Петр) и другие гости, собравшиеся в доме неуемного Семена, — самобытные люди, да и сам Семен — человек с «чудинкой».
В балладе В. А. Савина его юмор помогает поэту создать живую картину народного праздничного застолья — озорного, неожиданно-смешного, грустно-бесшабашного и посвоему драматичного
Ставыс кодöсь вина-сурöн:
Чукля Педöр увлань юрöн
Джоджас йöктö,
Джоджас йöктö.
Ныртöм Петыр вомнас ворсö
Кекур Надьö ойзö, восö —
Шогöдöма,
Шогöдöма.
Все пьяным-пьяны вином-пивом:
Кривой Федор вниз головой
Пляшет на полу,
Пляшет на полу,
Безносый Петр ртом играет,
Кекур Надя причитает, рвет —
Прихватило.
Прихватило.
Широкой известностью среди коми пользуется задушевная песенная лирика В. А. Савина. Многообразие человеческих переживаний — радость и грусть, сомнение и тревога, скорбь и торжество, раздумья и печати - слышатся в стихотворениях «Светлая звездочка», «По зеленому лугу я иду», «Родился и вырос я в темном лесу», «Красавицы-девушки», «Песня сердца».
В поэтической простоте, что дается лишь истинному таланту, секрет этих песен. Поэт постиг красоту коми народной песни. Подобно народным певцам, В. А. Савин любил прибегать к таким поэтическим средствам, как народно-песенные вариационные и психологические параллелизмы.
Песни В. А. Савина собраны и изданы композитором А. Осиповым в 1966 году в отдельный сборник. В него вошло 26 песен. Мелодии 10 из них нигде прежде не публиковались. Они записаны в народе композиторами П. Чисталевым, Я. Перепелицей, самим А. Осиповым. Это такие замечательные песни, как «Весенняя ночь», «Родился и вырос в глухом лесу», «Тутуруту», «Однажды бывает» («Красивые девушки»), «Я иду зеленым лугом» и другие, стали коми песенной классикой.
В 1988 г. коми народ отметил столетний юбилей В. Савина (Небдiнса Виттор), видя в нем свою национальную гордость и историческую память, свой «рöдвуж пас» («знак рода»), одного из самых талантливых людей своего времени.
Творчество В. Савина - национальная гордость коми народа, оно оплодотворяет те течения в коми литературе, которые восходят к устному народному творчеству. В отличие от И. А. Куратова, который ориентировался в первую очередь на сказку, легенду, предание, В. Савин тяготел к песенно-поэтическим элементам народной поэзии, к ее сказочно-фантастическим и народно - юмористическим истокам.
В творчестве В. Савина запечатлена живая душа коми народа, его стремление к свободе, красоте, к самобытности. Творчество В. Савина так же многогранно, как и народная жизнь. В нем есть все - и трагедия, и драма, и юмор, и озорство, и лирика, и патетика. В. Савин - Небдiнса Виттор — это одна из самых ярких вершин коми литературы 20-х начала 30-х годов XX века.
В. Н. Демин