Перейти к разделу.

 

Виктор Савин
(Нёбдiнса Виттор)

 

Виктор Алексеевич Савин был одним из наиболее значительных коми советских писателей 20—30-х годов. Он родился 22 ноября 1888 года в селе Небдино, в семье
крестьянина - бедняка. Учился в Небдинском начальном училище, Деревянской второклассной школе, а затем работал письмоводителем и волостным писарем в Усть-Куломе, Шежиме, Савиноборе и Щугоре. В 1906 году вместе с отцом отправился он на отхожие промыслы Урала, а через четыре с половиной года уехал на Украину, где
около восьми лет работал на рудниках Донбасса. В 1914 году Савин был мобилизован на империалистическую войну, но из-за слабого зрения в боях не участвовал.
В июле 1918 года, после двенадцатилетних ски­таний, Виктор Савин возвращается в родной край. И уже в августе в газете «Зырянская жизнь» пе­чатается на коми языке его стихотворение «Горд звон» («Красный звон»). Он вступает в первую коммунистическую организацию Усть-Сысольска. Сначала работает делопроизводителем уездной Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволю­цией, затем ее секретарем, председателем, посла этого секретарем Уездного комитета партии и в течение ряда Лет ответственным редактором газеты «Югыд туй» («Светлый путь»).
Стихи и песни Савина приобретают известность еще в годы гражданской войны, вдохновляя крас­ных бойцов и партизан на защиту октябрьских за­воеваний. После окончания войны автор пишет о необходимости создания новой жизни, агитирует на борьбу за упрочение Советской власти. Его твор­чество становится летописью кипучего труда совет­ского народа по строительству социализма. В ряде своих произведений он яркими сатирическими красками разоблачает врагов революции. Рано об­наруживается в нем тяготение к эпическим обоб­щениям, проявившееся в таких его поэмах, как «Ныв шог» («Горе девушки»), «Оксинь» («Ак­синья»), «Тиюк», «Сыктывкар» и других.
В поэме «Сыктывкар», излагая историю города, который был когда-то починком, потом погостом, по величайшему повелению царицы «Катерины» стал называться городом, а после Великого Ок­тября стал столицей Коми автономии. В. Савин использует большое стилевое разнообразие, народ­ную фразеологию, разговорные формы языка. Это позволяет ему показать живые картины из прош­лого коми народа, нарисовать светлый день города, созданный трудящимися после Октября.
Большим явлением в культурной жизни края становятся его пьесы «Шондi петiгöн дзоридз косьмис» («На восходе солнца цветок увял»), «Кулöмдiнса бунт» («Усть-Куломокий бунт»), «Парма ныв» («Дочь пармы»), «Райын» («В раю»), «Инасьтöм лов» («Неприкаянная душа») и другие.
В пьесе «На восходе солнца цветок увял» изобра­жается старая, дореволюционная коми деревня, нищенские условия жизни крестьян, их отсталость. Но главное — в этой пьесе впервые в коми литера­туре нарисован образ коммуниста, закаленного в огне борьбы против Ненавистного строя. Неравная борьба с самодержавием, ссылки и тюрьмы по­дорвали здоровье Григория Сигерова, и он умер, едва только увидев взошедшую революционную зарю.
В драме «Усть-Куломский бунт» писатель обра­тился к теме классовой борьбы коми крестьянства, стремясь показать вольнолюбивый дух своего на­рода. Герои пьесы — простые крестьяне Елесь, Габо, Дарья — благородны и человечны, смелы и упорны в достижении цели. И пусть им не удалось победить, надежда народа на будущее освобожде­ние не убита.
Важной вехой в развитии коми драматургии стала пьеса В. Савина «Парма ныв» («Дочь пармы»). Построенная на остром конфликте между силами старого мира и новыми людьми, она и ны­не сохраняет свою злободневность. Некоторое вре­мя героиня пьесы - девушка Клавдия, хрупкая и нежная на вид, - терпит тиранию своего отчима Митрея, но под влиянием любимого ею Артипа и других комсомольцев начинает понимать, что со­ветские законы не дадут ее в обиду. Вскоре она порывает с Митреем и приобщается к делам ком­сомольцев.
Ярким достижением В. Савина стал образ не­унывающего крестьянина Сюзь Матвея, созданного в его пьесах «В раю» и «Неприкаянная душа». Не поддался герой приручавшим его обитателям ада и рая и возвратился на землю с прежней верой, что самая прекрасная штука на свете — это жизнь.
В. Савин обращался и к жанрам прозы. Очерки и статьи Савина «Луча», «Ордйысьöм» («Состяза­ние»), «Мусюр сайын» («За волоком»), «Менам том кадся олöм» («Моя молодость»), «Бöрыньтчигон» («При отступлении») и другие стали первыми шагами коми прозы. В очерке «При отступлении» автор рассказывает, как молодая коммунистка Домна Каликова, впоследствии героиня гражданской войны, зверски замученная белыми, вступала в партизанский отряд, ведя за собой и коммунистов.
Много стараний В. Савин отдал организации литературных сил края, воспитанию молодых писателей.
Его произведения входят в школьные программы, рекомендуются для внеклассного чтения. Книги пи­сателя «Чужи-быдми сьöд вор шöрын» («Родился, рос в глуши лесной», 1958), «Бöрйом гижöдъяс» («Избранные произведения», 1956), «Аркирей» («Архиерей», 1965), «Эжва дорын» («У Вычегды», 1976) и другие призваны удовлетворить интересы детских читателей разных возрастов. В этих книгах они находят рассказы о детстве наших дедов и прадедов «Чужи-быдми сьöд вор шöрын» («Родил­ся, рос в глуши лесной»), «Вöв кутöм» («Ловля лошади»), «Тöвся рыт» («Зимний вечер»), героиче­ские страницы Октябрьской революции и граждан­ской войны «Ыджыд Октябрь» («Великий Ок­тябрь»), «Ленин», «Дона гу выльш» («На дорогой могиле»), картины будущего «Мöдысь», («Когда-нибудь»), «Внуклы—коми пионерлы» («Внуку — коми пионеру»), «Водзö кежлö» («На будущее»).
Художественное слово писателя, живущее в на­роде, составляет неотъемлемую часть коми нацио­нальной культуры.
В. А. Савин умер в августе 1943 года.

 
Корткеросская Центральная библиотека им. М.Н. Лебедева. 2014 год.
Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Советская дом 187, lebedevlib@mail,ru
8(82136) 9-24-80. 9-98-16.