Перейти к разделу.
Мне жить всегда в своей стране,
Там, где леса, луга и реки;
Смежая в час последний веки,
С землей родной сольюсь навеки.
Эти проникновенные, идущие от сердца, строки принадлежат перу Ивана Михайловича Вавилина. Он родился 21 ноября 1911 года в селе Позтыкерос Корткеросского района, в семье крестьянина-бедняка. После окончания начальной школы трудился в хозяйстве отца, а затем был рабочим в Четдинском лесопункте акционерного общества « Руссголландлес».
С 14 лет И. Вавилин как селькор активно сотрудничал в областных газетах. В 1929 году он поступил в Помоздинскую школу колхозной молодежи, которую окончил в 1932 году. С 1933 по 1935 год - действительная служба в рядах Красной Армии. После демобилизации из армии, с 1935 по 1937 год, Вавилин работал в редакции республиканской газеты «Вöрлэдзысь», в печорской и сыктывдинской газетах.
Почти с первых дней Великой Отечественной войны Вавилин - в действующей армии. В составе расчета гвардейских минометов он участвовал в освобождении от фашистских захватчиков пяти государств - Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Австрии; награжден боевыми медалями.
После войны И. Вавилин работал в аппарате правления Союза писателей Коми АССР, был членом редколлегии журнала «Войвыв кодзув».
Первое свое стихотворение Вавилин опубликовал в 1925 году в газете «Коми сикт». В 20-е годы несколько его рассказов напечатал журнал «Ордым. Однако в полный голос поэт заговорил только в конце 30-х годов, когда в журнале «Ударник» появились его новые стихи и отрывки из поэмы «Дед Тарас».
В годы Великой Отечественной войны И. Вавилин выпустил два сборника стихов - «Ни шагу назад!» (1942) и «Советский воин» (1944). Поэт воспевает великий подвиг солдата, его беззаветную преданность Родине, его бесстрашие и мужество в борьбе с фашистами.
В последующих книгах «Моя парма» (1957) и «Земные звезды» И.Вавилин воспевает простых людей, тружеников колхозной деревни. Поэма «Дед Тарас» (1959) - произведение, написанное с мягким юмором, улыбкой. Поэма стала заметным явлением в коми литературе, а ее герой, колхозный бригадир дед Тарас,- одним из любимых героев коми читателей.
Именно поэма «Дед Тарас» принесла настоящую известность И.Вавилину. С ее выходом он стал подлинно народным поэтом. Что же это за произведение, которое, по словам критика Г. Торлопова, знает «каждый, кто знает коми язык».
В центре поэмы И. Вавилина образ деда Тараса, олицетворяющий крестьянский ум, житейскую сметливость, силу. Народность Тараса проявляется и в неиссякаемом чувстве юмора.
Образ деда Тараса в поэме выписан с авторской симпатией. Не случайно он стал одним из популярнейших в коми литературе. Он, как писал фольклорист Ю. Рочев, встал в один ряд с куратовскими образами Кöч Закара, öньо Микула, савинского Сюзь Матвея.
Образ деда Тараса в поэме И. Вавилина раскрывается во взаимоотношениях с другими героями - сыном Мишей, его невестой трактористкой Олей Белых, Демидом, агрономом Роговым.
Поэма «Дед Тарас» связана с фольклорной традицией, с устно-поэтическим творчеством коми народа.
Связь поэмы с народным творчеством сказывается в сюжете, в основе которого сказка о двух братьях. Как и в коми народных сказках противопоставлялись бедный брат богатому, удачливый - неудачливому, так и в поэме «Дед Тарас» деду Тарасу противопоставлен его ленивый брат Демид. Связь с народным творчеством прослеживается и в других сюжетных линиях поэмы. Например, во взаимоотношениях деда Тараса и чинуши из района - Рогова. Как в народных сказках, поэма завершается свадьбой. Дед Тарас в своем доме справляет свадьбу сына Миши с трактористкой Олей Белых.
Свадьба в поэме «Дед Тарас» - это народный праздник. Свадебный стол полон яств, дом полон гостей и веселья. И. Вавилин подробно, в традициях В. Савина, описывает свадебное веселье:
Муртса вомас воис сурыс.
Ой, ой! - шуö, - кутшöм курыд!
Курыд, - горзö, кылö, сват,-
Сэтшом курыд - веськыд мат.
Лишь в рот попала первая капля пива:
- Ой, ой! - говорят, - как горько!
Горько, кричит, слышно, сват -
Так горько — ну просто беда.
И. Вавилин включает в сцену свадьбы коми народные песни, игру «мыръяс бертом» (выкорчевывание пней), частушки и веселую пляску.
Йöктö сват и йöктö сваття,
Чaci öдйö кадсö каттьö.
Гудок вежö ворсанног,
Вомлы отсасьö быд кок.
Пляшет сват и пляшет сватья,
Часы быстро отсчитывают время.
Гармонь сменяет ритм,
И рту помогают ноги.
Частушки, включенные И. Вавилиным в свадебное веселье, остроумны, озорны. Гости деда Тараса восхваляют умелых, работящих людей и высмеивают недостатки. Эти частушки взяты И. Вавилиным не из народного обихода, они составлены самим поэтом. Но в них сохранены сочность, выразительность, которые отличают народные частушки. В ритм свадебного веселья поэт включает частушечные мотивы. Он не обходится и без доли озорства, присущего народной поэзии.
Свадьба туö, свадьба пуö,
Кодкö шыд пыдöссö юö,
Кодкö чатöртöма юр,
Вомас кисьтö быгъя сур..
Свадьба разливается, кипит,
Кто-то уже пьет остатки супа,
Кто-то запрокинул голову,
Льет в рот пенистое пиво...
Свадебное веселье, венчающее поэму «Дед Тарас», подчинено одной цели - показать, как прекрасна жизнь, как талантливы люди коми деревни.
Язык поэмы отличается богатством изобразительных средств, широким использованием пословиц, поговорок, частушек, каламбуров.
Народные речения, сравнения пронизывают весь образный строй поэмы «Дед Тарас». Они очень выразительны, имеют глубокий подтекст и в контексте поэмы живут богатой жизнью. Про восход солнца поэт говорит такими словами:
Зарни тазйöн кодкö
Петiс веж яг сайысь -
Тайö миян шондi
Выль лун татчö вайис.
С золотым тазом кто-то
Вышел из-за зеленого бора
Это наше солнце
Принесло сюда новый день.
По существу это загадка, включенная поэтом в образную картину. И так на каждом шагу - читателя все время ждет какое-либо открытие. Праздник слова не покидает читающего до самой последней страницы. И в этом одно из главных достоинств поэмы «Дед Тарас», которая прославила И. Вавилина.
После поэмы «Дед Тарас» И. Вавилин написал еще ряд поэм и книг стихов. И. Вавилину была присуждена Государственная премия Коми АССР им. И. А. Куратова.
Большое место в творчестве И. М. Вавилина занимали сатира и юмор. Он умело обличал пережитки прошлого в сознании людей. В баснях и в стихах-миниатюрах он «выводил на чистую воду» бюрократов, тунеядцев, пьяниц.
И. М. Вавилин был членом Союза писателей СССР с 1949 года. Умер 4 октября 1975 года.
В. Демин