Перейти к разделу.
Лирический герой И. Вавилина (191I-1975) так же, как и герой поэзии Сер. Попова, прошел «школу войны». Но он не похож на своего сверстника и героического собрата, который запечатлен в лирике Сер. Попова. Это простой скромный человек, его героика проявляется и делах будничных, рядовых. И в этом отношении можно говорить о том, что лирический герой И. Вавилина более демократичен, нежели герой Сер. Попова. Определяя особенности лирических героев этих двух ионов, можно отметить, что Сер. Попов открывает героизм высокий, героизм самопожертвования, И. Вавилин воспевает героизм каждодневный, но от этого не менее заметный и не менее великий. Эта черта лирического героя И. Вавилина проявились уже в стихотворениях, написанных им в годы Великой Отечественной войны.
Лирический герой поэзии этих лет — это человек, готовый к самопожертвованию без высоких слов и деклараций. Идя в бой, он прикасается к самому высокому, что возможно испытать только в минуты очень редкие — накануне сражений, перед тем как бы заново прожив свою жизнь. Он готов, как и герой Сер. Попова, на подвиг, но он воспринимает саму готовность к самопожертвованию во имя Родины не как нечто исключительное, а как обыкновенное явление, жизнь и смерть солдата — необходимое условие жизни советской страны («Ме кö кула»— Коль умру.,. , 1942). В выражении чувств героя И. Вавилина нет ни капли патетики, ибо для него, как и для героя русского поэта М. Кульчицкого, «война... просто трудная работа».
Народно-поэтическая струя отчетливо чувствуется в стихотворениях И. Вавилина. Так, его стихотворение «Сёзö-лöтöй» (Дорогой, 1971) построено, как бытовая сцена, раскрывающая обряд напоминания, ставший традиционным у коми.
В XIX веке И. Куратов написал стихотворение «Важся коми войтырлöн кодралöм» (Поминки у древних коми, 1875). И. Вавилин изображает поминки, которые ведутся у коми еще с далекой древности. Но в этом старинном обычае он открывает современный смысл. Ведь мать поминает своего сына, который погиб в годы Великой Отечественной войны.
Эн яндысь мамсьыд, муса пиöй,
Зэв бура помнита па ciйöc:
Винаяс дорын вöвлiн вöй...
А талун ю, сёзöлöтöй!
Не стыдись матери, родной,
Я хорошо помню, что
Ты всегда сторонился вина...
А сегодня пей, мой родимый!
Простота, обыденность, каждодневность мыслей и чувствований лирического героя И. Вавилина делает этот образ привлекательным и достоверным, словно взятым из глубин души. Герой в размышлениях о своем пути отмечает не одни только радости, но и невзгоды, которые он смог одолеть вместе со всем народом.
Причастность лирического героя к своему времени особенно красноречиво раскрывается в его размышлениях о событиях сегодняшнего дня, в его философских раздумьях. Он стремится в каждодневном, простом, обычном открыть высокий смысл. Крестьянская мужицкая закваска его характера проявляется в тяготении к раздумьям о том, какой след оставляет простой человек на земле. Подлинной человечностью веет от этих размышлений, в которых место и роль человека в жизни видит в добрых делах его рук. Лирические герой И. Вавилина видит в творениях предков эстафету последующим поколениям быть трудолюбивыми, уважительно относиться к делам предшественников. Так, его заботит судьба творений предков вовсе не потому, что он преклоняется перед стариной, а потому что храмы, некогда воздвигнутые коми крестьянами и стоящие посреди' села «как принарядившиеся молодухи»,— это отражение таланта и трудолюбия его народа, своеобразный «пас» - наставление потомкам, память о далеких предшественниках («Мöвпöи менö войт оз жалит» - Мысль меня ничуть не щадит, 1976).
Демократизм, уважительное отношение к людям, которое в самой плоти характера П. Вавилина, особенно глубоко проявляется в его обращениях к читателю, с которым поэт ведет сердечный разговор, делясь с ним своими заботами и тревогами. Каков же этот круг забот лирического героя коми поэта? Это, в первую очередь, забота о родной земле, о родных просторах, о красоте окружающего мира. Донести красоту родного края до потомков в том виде, в каком она уже издавна была вот мечта героя И Вавилина.
Она представляется ему тем более реальной, что в самую трудную годину войны воин-фронтовик сумел сохранить красоту своей отчизны. О том, как эго было непросто и ответственно, герой И. Вавилина раскрывает в редком нo смысловой выразительности афоризме «я не испугался перевезти ее в маленькой лодчонке» («Меддонатор»— Самое сокровенное, 1969). Герой настолько сроднился со своим краем, что чувствует себя частицей родной земли, и его ранит все, что причиняет ей боль. И концепции И. Вавилина бережное отношение к родной природе занимает одно из существенный граней коми народного характера. И отклонение от этого он воспринимает как резкий диссонанс его пониманию народной нравственности. Показательно, что и другие коми поэты рассматривают эту черту народного характера как одну из составных его частей. Но И. Вавилин по особенному лично относится к родной земле, как к родному дому, в котором жили и который украшали его предки.
Высшая нравственная категория для героя И. Вавилина — это людское мнение, суд тех людей, кого он знает, ценит, любит. Поэтому он хочет, чтоб «людской добрый взгляд всегда сопутствовал его жизни» («Медбöръя кыв кö медводз шуан»— Если последнее слово обронишь первым, 1976). В этом глубинная суть характера героя поэзии коми поэта, выраженная в его последних книгах «Кыаысь кыаö» (От зари до зари, 1970), «Кывбуръяс. Поэма» (Стихотворения. Поэма, 1973) и «Сьöлöм сьылöм» (Песня сердца, 1976).
В коми критике уже отмечалось, что И. Вавилин глубоко исследует психологию своего героя, его внутренний мир, национальные истоки характера. Как одну из характерных особенностей своего героя поэт отмечает высокую совестливость. В ряде стихотворений «Мыйла ме сэтшöм» (Зачем я такой, 1971), «Сöвесть менö йирö» (Совесть меня гложет, 1973) и других, он раскрывает своего героя как человека исключительно отзывчивой души, который, как образно говорит поэт, «тотчас же снимет последнюю обувь, коли этого попросит босой человек» («Зачем я такой»?). Душевная щедрость с одной стороны, а с другой — собственная причастность к тому, что делается вокруг, составляют доминанту характера героев. Нравственная чистота, непосредственность и чуткость, отмеченные еще Н. Надеждиным в коми крестьянине, у И. Вавилина вместе с тем соединяются с активной гражданской позицией современного человека, с отстаиванием народного взгляда на окружающую действительность. Мысли о коми народном характере концентрированное выражение нашли в поэме «Ленин Комиын» (в русском переводе поэма получила название - «Ленин в нашем селе»). Как и в своей лирике, поэт отмечает две особенности коми народного характера - гражданскую зрелость и своеобразную простоту, особую доверительность. Такой взгляд на народный характер поэт объясняет особенностями его формирования в 20-е годы, когда в Коми край:
Питер карсянь вайис тöлыс
Ён гым - «Интернационал».
Когда ветер принес из рабочего Питера
Как звуки грома - «Интернационал».
В те годы коми деревня, жившая замкнуто и уныло, без телеграфа и телефона, с постоянным страхом перед штрафами и поборами, впервые услышала имя Ленина, увидела человека, с приходом которого в Коми крае начались перемены, оставшиеся в памяти на всю жизнь: конфискация имущества у кулаков, первые избы-читальни в селах, первые школы и первая помощь беднякам. Деревенским мальчонкам запомнился вкус ржаного хлеба, присланного в голодный год Лениным. Но тому поколению, которое росло вместе с революцией, пришлось испытать в лихолетье - бесчинства кулаков и белогвардейцев. Ленин был в Коми - в этом убеждении особенность характера, созданного поэтом.
В центре поэмы легенда, которая помогает художнику открыть особенности народного характера, ибо опыт деревенского мальчонки, поверившего в Ленина, поверившего в Советскую власть на самой ее заре, открывает в нем черты нового. Наивность героя вовсе не примитивна, ибо, исследуя народный характер, И. Вавилин открывает в нем такие глубины, которые позволяют увидеть прошлое и настоящее, показать, как связано в нем старое и новое, обосновать возможность подобного сочетания зрелости и наивности в народном характере.
Друг Паньö шыасис зэв збыльысь:
Эн лöгась, ставсö эска, тöд.
Тшöтш кывлi, батьыд кыськö ылысь
Сэк вайлöм Ленинлысь портрет...
«Портрет!» Чуть пель дiнас эг сет.
Ок, аддзылiс кö менö кодкö,
Эз ковмы зу вывтi мöд зу!
Кöть самолётсö босьт да поткöд!
Мый броткöм öтнас сiйö броткö,
Кор тöдö нин став Коми му!
Да-а, - молвил друг, - вот
случай вышел!..
Но если говорить всерьез,
Вернулся твой отец, я слышал,
И Ленина портрет принес...
Портрет?! - Я подскочил на месте.
Портрет? Ну нет, дружище, нет!
Был сам он, сам! Скажу по чести,
Сам Ленин был. Причем портрет?
Он в Коми был, жил в нашем доме.
Об этом говорит вся Коми.
Размышляя о времени, поэт доверяется народному опыту, и в рассказе о том, как в первые годы Советской власти Ленин пришел в коми село, открывает не простую наивность, а веру в Советскую власть, веру в торжество дела Ленина.
В трактовке И. Вавилиным народного характера определяющим является ленинское начало, которое входит в плоть и кровь, становится реальностью, его нравственной основой. Поэтому поэт с известной осторожностью относится к рассуждениям о том, что истоки коми народного характера следует искать в традициях прошлого уклада жизни. Он понимает, что суть не в том, чтобы сохранить прошлое, а в том, чтобы оно открывало будущее, объединяло, сближало людей. Патриархальные же привычки нередко служат прикрытием отсталых обычаев, индивидуалистического мироощущения. В коми поэзии уже немало писалось о доброй традиции коми вставлять прутик или лопату в дверную ручку — своеобразном «пасе» - знаке, свидетельствующем о том, что хозяина нет дома. И. Вавилин видит, что этот знак служит и тем, кто использует древний обычай для того, чтобы отгородиться от людей, замкнуться в индивидуальный мирок («Суседлöн öдзöс...» - Дверь соседа..., 1973). По мнению поэта, суть не в традиции, не в обычае самом по себе, а в том, служит ли он сближению людей или отдаляет их друг от друга. Не сам обычай, а его современный смысл важен для поэта, который в народном характере ценит прежде всего нравственную чистоту, высокое самосознание. Эти черты народного характера он видит воплощенными в коммунисте, человеке ленинского типа («Мем сэки окота на овны» - Мне хочется тогда пожить, 1973).
И. Вавилин многое сделал для того чтобы отразить в лирике характер советского человека. В его поэзии запечатлен чрезвычайно своеобразный народный тип человека-труженика, простого и значительного. Поэт с большой глубиной исследовал социально-нравственный потенциал героя, показав глубинную связь его характера с теми переменами, которые произошли в жизни родной земли.
В. Демин