Коми народные музыкальные инструменты

 

     Музыкальные  инструменты  народа  коми  создавались  и  развивались  на  протяжении  многих  веков  в  соответствии  с  условиями  жизни, быта  и  труда.

      Первыми  и  древнейшими  музыкальными  инструментами  у  коми  были, по-видимому, простейшие  приспособления, предназначенные  для  практического  применения  в  хозяйственно-промысловой  и  производственной  деятельности. Изготовлялись  они  из  материалов, встречающихся  в  природе: дерево, береста, пустотелые  стебли  растений, листья  травы  и  деревьев, стволы  и  ветви  деревьев  и  т.д.

       К  таким  инструментам  относятся  ударные  и  скребковые  инструменты,  неопределенной  высоты  звука, сигнального  и  охранительно - оповещательного  назначения, производящие  немузыкальные  звуки – стук, треск, звон. Таковым  являлся  пастушеский  пу  барабан (деревянный  барабан)  для  подачи  пастухом  сигналов  определенным  ритмом: сбор, выгон, пригон  скота, а  также  для  отпугивания  хищников  от  скота.  Изготовлялся  в  виде  дощечки    из  ели  и  двух  палок-колотушек  к  ней.  Аналогичны  по  функции   пу  бедьяс  (деревянные  палки)  у  оленеводов  для  отпугивания  волков  от  стада  оленей  в  ночное  время. С помощью  тотшкöдчан (колотушки)  подавались  сигналы  сбора  на  обед  людей, работавших  артелью. Сярган  (трещотка)  применялась  для  отпугивания  лошадей  и  других  домашних  животных, забравшихся  на  посевы.

       В  сигнальных  охранительно - оповещательных   и  промысловых  целях  применялись  и  древнейшие  духовые  музыкальные  инструменты, сопутствующие  трудовому  процессу.  Это  охотничьи  сюмöд  пöлян (берестяная  дудка)  и  сюмöд  буксан (берестяной  рожок). С  их  помощью  охотники    также  пастухи)  подавали  друг  другу  условные  сигналы – сообщения (оповещения). А  некоторые  охотники – умельцы  могли  подражать  на  них  реву  лося.  Эти  инструменты  были  распространены  повсеместно  на  территории  нынешней  Республике  Коми.

       Чтобы  заманить  к  себе  поближе  рябчика, охотник  изготовлял   из  сучка  еловой  ветки  рябчиковый  свисток-манок  -  сьöла чипсан   -   и, подражая  свисту  рябчика,  заманивал  дичь: самца  или  самку  к  себе.  После  употребления  деревянные  сьöла  чипсаны  выбрасывались.   В  дальнейшем  по мере  роста  эстетических  потребностей  коми  охотники, рыболовы  изготовляли  инструменты  для  звукоподражания  пению  птиц  с  привнесением  художественного  содержания.  Так  появляются  сюмöд  киль  (берестяная  пленка),  пипу  лист  (осиновый  лист) – чисто  полевые  инструменты,  которые  изготовлялись  на  ходу.

За  ними  следуют  идзас  чипсан  (соломенный  свисток)  и  юсь  пöлян (лебединая  дудка). Пастухи, кроме  того, для  самоувеселения  изготавливали  бадьпу  пöлян  (ивовая  дудка).

      Впоследствии  стали  изготавливаться   из  пустотелого  стебля  тростников  (гума)  одноствольные  и  многоствольные  пöляны (дудки)  и  чипсаны  (свистки)  для  сольного  и  ансамблевого  музицирования.  Летом, начиная  со 2 августа (Ильина  дня), женщины  и  девушки  играли  на  них  во  время  отдыха  на  какой-либо  коллективной  работе (сенокосе, жатве)  ли  при  возвращении  с  работы. В  зимнее  время  играли  на  традиционных  посиделках, на  святках. Исполнялись  звукоподражательные  наигрыши, переложения  песен, инструментальные  пьески  и  плясовые  наигрыши. Наиболее  распространены  пöляны  и  чипсаны  в  бассейнах  рек  Лузы  и  Вычегды.

       Не  исключено, что  появлению  струнных  музыкальных  инструментов  коми  народа  предшествовал  также  инструмент  охотничье – промыслового  назначения.  Это  охотничий  лук,  у  которого  звенит  тетива, когда  охотник  пускает  с  него  стрелу  в  зверя.  На  это  звучание  обратили  внимание  предки  коми  и  впоследствии  звучание  натянутой  тетивы  навело  на  мысль  о  создании  одно-,  двух-,  и  трех- струнных  щипковых  и  смычковых  инструментов: сигудöк  пöв  (волосяной  гудок-доска), сигудöк-кумли (волосяной  гудок-чаша), сигудöк (волосяной  гудок)  с  долбленым  деревянным  корпусом (коробкой) с  шейкой  и  головкой  для  натягивания  струн, по  которым  водили  смычком. Количество  струн  колебалось  от  двух  до  четырех. Кроме  смычкового  сигудка  появился  также  щипковый  сигудöк-балалайкам  (волосяной  гудок-балалайка), на  котором  играли  способом  бряцания  по  струнам. Бытовали  сигудки  особенно  в  среде  охотников  верхней  Вычегды. Сигудки – довольно  подвижные   музыкальные  инструменты. На  них  музицировали  дома  и  в  лесной  избушке (на  охоте).

 

 

          Из книги: Атлас Республики Коми.- М., 2001.- С. 182-183.: ил., карт.

..К содержанию


image002

© Нившерский филиал им. Ф.Ф. Павленкова МУ «Корткеросская ЦБС»  2010

Республика Коми, Корткеросский район, с. Нившера,м. Дiвыв, д.728  E-mail: lebedevlib@mail.ru

( 8-(82136) -9 – 83 – 93, 8-(82136) 9 – 98 -16