Вышивка
Вышивка менее характерна для народного
искусства коми. Исследователи полагают, что большинство разновидностей техники
узорного шитья получили распространение у коми в достаточно позднее время (середина
XIX- начало XX веков) под влиянием поволжских финнов и русских Архангельской
области.
Наиболее самобытной считается вышивка на
головных уборах, рубахах, полотенцах у летских и лузских коми. Это так
называемая техника сплошного коврового шва, когда определенные участки ткани
полностью заполняются плотным узором. В такой технике вышивали женские головные
уборы - “сороки” (мягкая головная повязка с вышитым разноцветными нитями
очельем - налобником, двумя “крыльями”- завязками и “хвостом”, который покрывал
затылок). Орнамент на “сороке” выполнялся набором, косым стежком, скрещенным
швом и состоял из различных геометрических мотивов, стилизованных изображений
дерева. Холщевые рубахи и полотенца вышивались красными (разных оттенков) нитями,
также в комбинированной технике: набором, тамбуром и двухсторонним швом.
Техника вышивки летских коми не имеет
аналогов в орнаментальном текстиле других этнографических групп коми, однако по
композиционному расположению узоров (широкими сплошными бордюрами) она очень
близка к браному ткачеству вычегодских, вымских и сысольских коми. Не
исключено, что мастерицы, не владеющие техникой браного ткачества, старались
воспроизводить в вышивке орнаментальные мотивы, характерные для ткачества.
У ижемских коми
встречается вышивка цветным бисером, серебряными и золотыми нитями. Бисером
вышивали головные уборы невест –
юр ной (головная повязка из красного сукна на твердой основе). Различные
орнаментальные мотивы вышивали параллельными нитями цветного бисера. Общая
схема рисунка на головных повязках одинакова: вся плоскость разделена на четыре
круга, в которые вписаны шести- или восьмиконечные, фигуры. Серебряными и
золотыми нитями вышивали кички, сборники, кокошники - головные уборы замужних
женщин, а также кожаные перчатки, покрытые бархатом. Для этого типа вышивки
характерны трудночитаемые стилизованные растительные и зооморфные композиции,
которые по своим мотивам очень близки к северодвинской вышивке металлической
драгоценной нитью.
Из
книги: Климова, Г. Н. Текстильный орнамент коми. - Сыктывкар: Коми книжное
издательство.- 1984.- С. 57 - 66.
|
© Нившерский
филиал им. Ф.Ф. Павленкова МУ «Корткеросская ЦБС» 2010 Республика Коми, Корткеросский район, с.
Нившера,м. Дiвыв, д.728 E-mail:
lebedevlib@mail.ru ( 8-(82136) -9 – 83 – 93, 8-(82136) 9 –
98 -16 |