Легенда о Юрке |
|
ЮРКА - герой предания верхневычегодских к.-з.Юрка (Ю.) жил некогда вблизи от села Маджа. Он обладал необыкновенной силой: вырывал с корнем столетние сосны и играл ими, как щепками. Сначала он мирно охотился в своих промысловых угодьях, но потом повадился грабить скот у своих соседей. Он хватал на пастбище корову или быка, взваливал на плечо и тащил к себе домой. Целого быка он съедал за один день. По другим вариантам предания, Ю. похищал коров и овец или же предпочитал одних овец. Похищенное мясо он переносил в огромном мешке или пестере, а на вопросы встречных, что там, отвечал, что он несет домой грибы.Отчаявшиеся от постоянной пропажи скота жители Маджи обратились за помощью к крестному отцу Ю., их односельчанину. По совету крестного был произведен общественный сбор солода и муки и сварено крепкое пиво (сур). Крестный пригласил Ю. к себе в гости и напоил его допьяна. Тогда со всех сторон сбежались с веревками маджинцы, связали Ю., погрузили в лодку, вывезли на середину озера и утопили. Из других вариантов предания следует, что Ю. обладал определенной властью над водной стихией, и поэтому, чтобы его утопить, потребовалось привязать ему на шею огромный камень. И даже после этого он смог еще высунуть из воды руку и погрозить кулаком. В вариантах вместо камня были использованы два мельничных жернова.После того как Ю. утонул, все жители Маджи, как непосредственно участвовавшие в экзекуции, так и зрители, сварили котел каши и каждый съел по ложке, разделив этим грех за убийство на всех поровну. После этого у маджинцев появилось прозвища «кашееды», «горшок каши» или «холодную кашу едящие», поскольку, по одной из версий предания, некоторые жители Маджи, не участвовавшие в казни, есть кашу не пришли, их приводили потом силой, когда каша уже остыла. Озеро, в котором утопили Ю., получило его имя.Из сниженных мифологических черт образа Ю. можно отметить его гиперболизированную силу, неявную, но подразумеваемую определенную власть над водной стихией, которая преодолевается с помощью мельничных жерновов (хлеб, все предметы, причастные к его изготовлению, а также хлебный нож и скатерть обладали той или иной долей сакральности), богатырский аппетит. Превращение Ю. в злостного врага крестьянской общины путем перехода от мирной промысловой жизни к хищению скота сближает его образ с туном Ошлапей. Возможно, речь идет о фольклорной реминисценции действительно происходивших некогда конфликтов между чисто промысловыми и промыслово-земледельческо-скотоводческими этническими группами на территории Коми края. Особая роль крестного отца Ю. в его поимке и пленении связана с чрезвычайно высоким статусом крестных в иерархии семейно-брачных отношений и в традиционном мировоззрении к.-з. (выше даже, чем у настоящих родителей).Чрезвычайно близок к образу Ю. образ другого верхневычегодского фольклорного героя, Гулень. Он также живет один вне поселения, похищает скот, его пленяют у крестной матери, топят в реке о помощью жерновов, после его смерти едят ритуальную кашу. Литература: |
|
Озеро Юрки |
|
В селе Маджа жил один крестьянин. И был у него сын. Звали его Юрка. Когда исполнилось ему десять лет, сам стал ходить ловить рыбу. Был он огромен, силен. Даже отец не знал, какой силы его сын. Кормил плохо. Еды Юрке не хватало. Когда шел он на рыбалку, сворачивал на луг, где паслись коровы, и крал корову или теленка. Нес к месту, где жил и спал. Снимет шкуру у коровы и ест мясо сырым. Так и жил в летнее время. Воровством телят и коров и находил себе пропитание. Когда стало уж очень много пропадать скотины, начали за ней присматривать на лугу. Как-то одна девушка заметила, что Юрка несет теленка, завернутого в коровью шкуру. Проследила девушка за Юркой, и увидела: пришел Юрка в свое жилище, стал снимать с теленка шкуру. И тогда девушка пошла в село к отцу и рассказала, что Юрка унес теленка, убил и снял с него шкуру. Пошел ее отец в село и рассказал все мужикам. И пошли к Юрке, что он делает с сырым мясом. Пришли, а он сидит на берегу Вычегды и удит рыбу. Спрашивают: «Что делаешь, Юрка?» Юрка отвечает: «Рыбу ловлю!» Мужики пошли к Юркиному жилищу. Там обнаружили головы да копыта, и поняли, что Юрка много коров и телят съел. Как стало известно всему селу, что Юрка убивает и ест коров и телят, собрались всем селом на сходку, чтобы решить, что делать с Юркой. И на собрании решили, что Юрку надо убить. Но все боялись Юрки, знали, что по одному к нему лучше не приближаться - у него силы слишком много. За один раз съедал сырого теленка целиком. В этом селе, в Мадже, жил брат Юркиного отца, и у него стояла мельница у реки. Вот мельник собрал гостей на свой день рождения. И позвал весь Юркин род, и самого Юрку тоже. Юрка вина не пил еще, никогда ни у кого не был в гостях. Когда пришел к дяде, его посадили за стол со всеми. За столом сидят Юркины родственники, пьют из ендовы18 вино и сур. Дали ендову и Юрке. Юрка выпил и очень понравилось ему вино. Выпил одну ендову, выпил другую, а не пьянеет. И так выпил он шесть ендов вина. И тогда помутилось у Юрки в голове. Как заметил Юркин дядя, что Юрка опьянел, сказал ему: «Иди в комнату, отдохни!» Юрка пошел в комнату, лег отдыхать и спьяну заснул тяжелым сном. Дядя заметил и сказал всем, что Юрка крепко заснул. Тогда Юркины родители послали родню принести большую рыболовную сеть и много веревок. Как принесли сеть и много веревок, вошли в комнату, где спал Юрка. Все перекрестились и стали обматывать Юрку сетью. Когда обмотали сетью, стали обвязывать поверх сети веревками, чтобы не мог Юрка пошевелить ни рукой, ни ногой. Проснулся он, не может ни рукой, ни ногой пошевелить и спросил: «Что вы со мной собираетесь делать?» Никто не отвечает Юрке. Взяли Юрку, вынесли и положили в телегу. Как повезли Юрку в телеге, Юркин отец и дядя велели женщинам варить кашу в большом котле. Привезли Юрку к озеру, переложили с телеги на землю и поехали с телегой к мельнице. На мельнице взяли два огромных жернова и привезли к озеру. Была там большая лодка. Погрузили в лодку Юрку и два жернова и вышли на середину озера. Привязали Юрку к двум жерновам и бросили с жерновами в воду. Юрка еще поднимался дважды и сказал: «Сумели убить меня, связали по рукам и ногам». Так и утопили Юрку. Вышли мужики на берег, все перекрестились, и Юркин дядя говорит: «Ну, пошли теперь ко мне домой! У меня дома сварили два котла каши, и ее мы должны съесть одной ложкой, чтобы всем нам одинаково досталось греха за убийство Юрки». Пришли к Юркиному дяде мужики. Из двух котлов с кашей зачерпнули каждый по ложке, чтобы грех был на всех поровну. А то озеро, в котором утопили Юрку, назвали Юрка ты - Юркино озеро. Литература: |
Маджинский Иван-Юрка |
Фамилия у Юрки — Шешуков Иван-Юрка. А имя у него — Иван, Иван-Юрка. Юрка — это значит грозный, здоровенный, наверно, из-за этого ему такое прозвище дали. Жены-то у него не было, поэтому после его смерти дом его остался пустовать. Я был еще маленьким, а мне показали: вот, сказали, дом Шешукова. Двухэтажный, черный, бревенчатый дом. Это ведь давно уже было. Я вот 1893 года рождения, а тому надо еще лет двести прибавить. Да, жил он до меня лет за двести. Невмоготу стало людям терпеть издевательства Юрки, и они решили его извести. Однажды они напоили его разными винами, потом усадили на спаренную лодку, взяли у купца Герасима в мельнице пару жерновов, привязали их к нему и утопили Юрку. Литература: |
Маджа сиктын коркö Тулысын кö сылы Видз вылö кö петас, Öти лунö ытшкас Пöрöдас кö курсö, Керйыс сылы вöлi Тшупсьыны кö пондас, Зэр моз кисьтас чагсö Песла ягö мöдас, «Регыдджык пö верман Комын арöдз Юрка Тöдöмысь, он лэпты Тöлысь сiйö висис. Сиктса войтыр сылы Ружтiгтырйи чеччис, Надзöникöн лудö «Ыркöдчыны петi,— Лудсьыс сiйö кутiс Гортас сэсся нуис, Тайö лунсянь Юрка Мöдыслöн зэв госа Уллюныд кö воас Заводитiс Юрка Рожа лои паськыд, «Мем пö öнi лöсьыд,
|
Дзикöдз сiйö вельмис. Кодлöн сэнi мыж, Кодсянь лёкыс петö, Кодi сэтшöм шыш. Сёрни мунö: «Юрка Нимкодясьö Юрка, Мукöддырйи лудас Юалисны сылысь: Быдöн эськö тöдö, Петкöдлiс тай сiйö Бырасны кö ыжъяс, «Колö мыйкö вöчны,— Йöзлы сэки шуис Антуслöн кодь ыджыд Ылöдлöмöн сiйöс Сы водзын ме вöлi Гöститöда сiдзи: Кызджык гезйöн сiйöс Пöрысь пöльлы аттьö Сурыс сылöн вöлi Вежайыслы шуö: Та вöсна ме пондi Кутлö сiйöс вежай: Кöшысь юö–бруньгö Недыр мысти сiйö Кöрталiс зэв зiля Нюжöдчыштiс Юрка—
|
«Ой–ой, муса вокъяс, Эз на садьмы Юрка, Сиктса йöзлöн бура Узьысь мортлысь бара Гартчöма сы гöгöр Скöрмöм войтыр кöсйис Гöгöрвоис йöзыс: Эз нин сэсся Юрка Пöрöдiсны пыжö Ты шöрö зэв öдйö Садьмис сэки Юрка, Орйöдлiс став гезсö, Эз жö вермы сэтысь Изки гозлöн уджыс Эз нин сэсся аддзыв Войтыръяслы мыйкö Шуис налы пöльö: Воропыс тай, майбыр, Мынтöдчыны грекысь Кизьöртiсны ваöн, «Лэбзьы югыд райö, Пусьöм бöрас роксö Казьтылöмыс вöлi Рокнас налöн грекыс |