КОРТКЕРОС (КÖРТКЕРÖС)

Корткерос

На  земле  Кöрт  Айки  горки  да  холмы
И  на  склоне  лета,  и  среди  зимы.
Нам  природа  наша дарит  благодать;
Родину  с  пригорка  можем  созерцать.
Будто  на  ладошках  наша  сторона,
А  на  горизонте  –  зелени  стена.
Самобранкой  поле,  расстилаясь,  вдаль
Запестрит  цветами,  как  цыганки  шаль.
А  в  подножье  синяя  Вычегда  бежит
В  этой  сказке  нам  бы  жить  и  не  тужить !

Ж.Павлова

КОРТКЕРОС (КOРТКЕРOС) - село на левой стороне р. Вычегды, в 48 км от Сыктывкара, центр с/а и Корткеросского р-на. Селение возникло после 1629, впервые упомянуто в переписной книге 1646: д. Кортовская "на усть курьи", 1 дв., в котором жил основатель деревни Артем Федорович Казаков и его сыновья Семен, Гавриил и Афанасий (о женщинах сведений нет). По соседству с Кортовской в те же годы появились еще две деревни. В д. Кия "на реке Кие" в 1646 имелся 1 дв., где жили Евдоким и Семен Федоровичи Казаковы (очевидно, братья А.Ф.Казакова), сын первого Алексей и сыновья второго Степан и Даниил. В д. Наволок "на старой реке Вычегде" в 1646 насчитывалось 3 дв., в двух из них жили братья Макар, Иван и Абросим Леонтьевичи Изъюровы, в третьем - Павел Юрьевич Коинов по прозвищу Шестак с сыновьями Осипом и Панфилом. Все они переселились сюда "с погосту Усть-Сысольского" и располагавшихся близ него деревень, "отделившись от отцов дети и от брат братья и от дядей племянники", как отмечалось в более позднем документе. В 1678 в д. Кортовской существовало 2 дв.; в одном жили сыновья основателя деревни, в другом поселился Осип Павлович Коинов с сыном Григорием, перешедший из Наволока. В последнем к 1678 остался 1 дв., где жил один из основателей деревни - М.Изъюров. В д. Кия в 1678 имелись 2 жилых дв., принадлежавшие сыновьям основателей деревни Алексею Евдокимовичу и Даниилу и Ивану Семеновичам Казаковым. Еще один дв. был пуст; владелец Филипп Степанович (фамилия не известна), тоже из устьсысольских деревень, "сшел кормитца к Соли Камской" в 1675, а его брат Никита жил у Казаковых. В 1678-1685  в Кортовской построили деревянную церковь Николы чудотворца, деревня стала погостом. К началу XVIII в. д. Наволок перестала учитываться переписчиками. В переписной книге 1707 записано, что в погосте Корткерос насчитывалось 4 дв. церковных причетников и 3 крестьянских дв. В одном из последних жил Гавриил Артемьевич Казаков (сын первопоселенца д. Кортовской) с семьей, в другом - Филипп Павлович Шестаков (сын одного из первопоселенцев д. Наволок П.Ю.Коинова-Шестака) с семьей, а в третьем - Семен Макарович Изъюров (тоже сын одного из основателей Наволока) с семьей. В д. Кия Ибская в 1707 было 2 дв., в которых жили Никита Алексеевич Казаков (внук первопоселенца), Никита Степанович (фамилия не указана) с семьями и Сергей Карпович (фамилия не названа), также пришедший сюда из Усть-Сысольской волости. В ревизских сказках 1719 отсутствует уже и д. Кия, отмечен только погост Корткерос, в котором насчитывалось 9 крестьянских дв., их обитатели носили, в основном, фамилии Казаков, имелись также Изъюровы; кроме того, в 1707-1719  в Корткерос с Вишеры переселились братья Карп, Лука и Леонтий Кондратьевичи Вишератины. В 1747  в погосте Корткеросе, ставшем центром волости, включавшей весь Локчим, Додзь, Пезмог, Маджу и Важкурью, жили 125 мужчин (о женщинах нет данных). К 1784 погост стал селом. Село Корткеровское, сообщается в документе того времени, располагалось "на берегу реки Вычегды по течению ее на левой стороне и близ курьи Кеткеросовской и речки Кии, в нём церковь деревянная во имя Николая Чудотворца", 70 дв., 434 жителя (200 муж., 234 жен.). В 1822, по данным Ф.А.Тентюковой, построена каменная церковь. Побывавший тут в 1843  В.Н.Латкин отметил в своем дневнике: “Местное зырянское название этого села Кия; в нём одна каменная и 2 деревянные церкви, 76 домов и до 600 жителей”. В I пол. 1840-х, по данным “Памятной книжки Вологодской губернии за 1865-1866 ”, в Корткеросе открылось приходское училище. В 1859 в с. Корткерос (называвшемся также Кортеровское или Кия) имелось 2 церкви, 86 дв., 825 жителей (381 муж., 444 жен.), здесь располагалась сельская расправа. В начале 1870-х  открылось земское училище, в 1901  - библиотека. В 1904  в Корткеросе уже имелся фельдшерский пункт. Летом 1905  открыли детский приют (ясли), в 1912  - второе училище. К 1892  численность населения Корткеросского Успенского погоста (название - по церкви Успения Богородицы) возросла до 1061 чел. (501 муж., 560 жен.). В 1916 в Корткеросе жили уже 1357 чел. (594 муж., 763 жен.), здесь насчитывалось 289 дв. Их обитатели занимались земледелием (сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, лен, коноплю, сажали картофель), животноводством, охотой, рыболовством, подрабатывали на заготовке и сплаве леса. В Корткеросскую волость в 1916 входили еще 6 населенных пунктов: Визябож, Лемью, Чожогем, Сейты, Озел, Додзь. К 1926 число дв. в селе увеличилось до 337, а количество жителей несколько сократилось: 1300 чел. (548 муж., 752 жен.). В 1930 в Корткеросе располагались участковая больница, школа, изба-читальня, агропункт, ветеринарный пункт, пароходная стоянка, потребительское общество, кредитное товарищество, крестьянский комитет общественной взаимопомощи, участок милиции и "камера нарсуда". 14 июля 1939 был образован Корткеросский р-н, Корткерос стал райцентром. В 1963 при разделении районов на промышленные и сельские Корткеросский р-н был ликвидирован, его территория включена в Сыктывдинский р-н; в ноябре 1964  было принято решение о ликвидации деления на сельские и промышленные р-ны, в марте 1965  были сформированы новые районные органы власти в Корткеросском и др. р-нах. В последующее время население села продолжало расти: в 1970 здесь жили 2864 чел.; в 1979 - 3353 чел.; в 1989 - 4373 чел. (2084 муж., 2289 жен.). Изменился и национальный состав жителей: если в 20-х  здесь жили практически только коми, то в 1989 коми составляли 63% корткеросцев, русские - 29%. В 1992 в селе было 4802 жителя, в 1994 - 4762, в 1995 - 4460, в 1996 - 4610, в 1997 - 4632, в 1998 - 4674, в 1999 - 4777, в 2000 - 4683 жителя. По переписи 2002 население составляло 4659 чел. (2155 муж., 2504 жен.).

Корткерос. Зырянское   селение
Е. В. Кичин

  В северовосточных частях Вологодской губернии лежит в сороках четырех верстах от города Усть-Сысольска, на левой стороне реки Вычегды, населенное зырянами село Корткерос. При этом селе находятся две церкви, каменная и деревянная. Первая из них, двухэтажная, воздвигнута в 1814 году; верхний храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а нижний во имя Николая Чудотворца. Построение же деревянного Иоанно-Предтеченского Храма было окончено в 1795 году на месте старой приходской церкви, начало коей относится к 1683 году. В это время образовался Корткеросский приход по грамоте, данной «на Хлынов Ионою, Архиепископом Вятским и Велико-пермским Устьсысольским Троицкого прихода отхожим крестьянам Верхвычегодских деревень». Подписи Преосвященного на грамоте нет, а только находится восковая печать с изображением благословляющей руки архиерея.
  В селе Корткерос считалось в 1849 году 348 душ мужского пола и 360 женского. Они возделывают землю и охотятся на разных зверей, бьют дичь и ловят рыбу. Сеют здесь рожь, ячмень и малое количество пшеницы; в Вычегде ловятся стерляди, нельмы, щуки, налимы, лещи, язи, хариусы и угри. Последних зыряне не едят, называя их плеть-чери (плеть рыба). Сверх домашнего потребления, корткеросцы каждый год продают одной стерляди до пятидесяти пудов. Некоторые же из здешних поселян не ограничиваются домашними промыслами, но хлдят для рубки дров на железные заводы своего уезда, а так же отправляются бурлачить на Волгу.
  Корткеросские жители, как и все другие зыряне, следуют разным причудливым обыкновениям, страным повериям и сохраняют много преданий о разбойниках и колдунах.
  Мöс молитны (корову молить) обыкновение здешнее закалать животное из породы рогатого скота. Каждое лето кто-либо из домохозяев Корткероса, чтоб предохранить своих домашних животных от всяких неприятных случайностей, убивает одну корову или быка; из полученного мяса четвертая часть продается, и вырученные за все деньги поступают в церковную казну; такая же точно часть идет и приходским священнослужителям, а все остальное мясо варится и потребляется ближними соседями и окрестными жителями, которые нарочно приходят на это празднество.
  Пöлудь-Айка (Айка от ай, отец, самец у животных), мифическое существо, бог васильков. В каждое 20-е число июля корткеросские жители страшатся выходить на поля свои, чтобы Пoлудь-Айка, призирающий засеянный там хлеб, не повредил его. Этот обряд начинается с вечерни на день  Св. Пророка Ильи.
  Поминовение родителей. Поминают здесь родителей на дому ярушниками, т.е. ячными пирогами. В посты первый вынимаемый из печки ярушник разламывают надвое, ставят на божницы и молятся с произношением слов: «родительясэй, вошье, вошье!» (напоминать).
  Кутья-Войса - сочельные, ночные (духи), силу которых корткеросцы признают.
  Кöрт-Айка - предание. Название села Корткерос состоит из двух зырянских речений: кöрт - железо, керес - гора, плоское возвышение; корткерес -железная гора; точно так же, как в трех верстах от села Корткероса есть корт ты - железное озеро, а невдалеке от него кöрт яг - железный бор (по имени речки Кии, протекающей в версте от села Корткерос и впадающей в Вычегду). С этим названием села соединяется любопытное предание, сохраняющееся среди туземных жителей. Говорят они, что село Корткерос оттого носит такое название, что в старые годы здесь имел пребывание Кöрта-Айка - железный свекор, т.е чрезвычайно рослый, мощный и страшный человек, который более ста лет был атаманом разбойников. Все окрестные жители трепетали Кöрт-Айки: они много страдали от его ужаснейших злодеяний, но все требования и веления Кöрт-Айки исполнялись строго. Никто из поселян не смел и подумать, чтоб хоть когда-либо возможно было освободиться от жестокого влияния неслыханного разбойника: каждый из них боялся, чтоб Кöрт-Айка не разлил желчи своей мести на всех тех, которые и втайне решились бы замыслить что-либо против своего ужасного врага. Проплывавшие рекою Вычегдою торговые суда в Сибирь не могли избавиться от задержания и грабительства со стороны разбойника. Через всю ширину реки, по течению ее, ниже села Корткероса, была протянута железная цепь, на конце которой висел колокол для сигналов ночной стражи Кöрт-Айки. Этот караул ежедневно назначался по обе стороны Вычегды, около протянутой чрез нее цепи. Долго атаман разбойников, Кöрт-Айка, был страшен для всего Вычегодского края; но, наконец, Святой Стефан Великопермский, просветитель народа зырянского, положил конец его злодеяниям.
  Несмотря на эти и еще многие другие суеверные обыкновения, поверья и предания здешних жителей, в селе Корткерос находится ныне много грамотных молодых крестьян. Благодаря заботливости правительства, здешние поселяне уже давно приводят своих детей для обучения в местную сельскую школу, где наставник, бывший приходский священник Стефан Попов, легким и особенно придуманным им способом преподавал своим ученикам много полезного сверх назначенных предметов учения в этих училищах. Мне случалось слышать здесь, как молодые парни, расхаживая по улице, пели песню, произнося одни славянские буквы: аз, буки, веди, и проч.

Литература:
Кичин, Е. В. Корткерос. Зырянское селение // Зыряне и зырянский край в литературных документах XIX века. – Сыктывкар, 2010. – С. 307 – 309.