Село расположено на правом берегу р. Локчим, левого притока р. Вычегды. Во время переписи 1586г. по реке Лук, Луковская ещё населённых пунктов не отмечалось. «Топонимия слова Локчим: Лук, Луковская, то есть приводится без второго компонента - чим. Это даёт основание думать, что элементы чим мог иметь самостоятельное значение - река. Предполагается, что слово Локчим оставили какие-то народы, по своему языку очень близки современным обским уграм: ханты, манси.
Лох - залив, заводь, бухта. Л ух - курья, речная старица, не имеющая притока. Локчим - река с бухтой, заливом, со старицей» (Попова, А. И. Мое село – мое богатство // Лучи Локчима. – 2002. – 22 авг.)
Мордино - село вблизи р. Морью. « Морью от слов мор - чёрт, бес, ю - река. Видимо, река была очень захламленной, и двигаться на лодке по ней было нелегко». (Ф. В. Плесовский // Войвыв кодзув. – 1970. - №12). Слово Морью объясняется и так: оно образовалось путём ассимиляции из Мойю (мой - бобр, ю - река), дін - около.
«Село Мордино возникло после 1678г., впервые упомянуто в 1707г.: «починок Мордин на р. Луке», 1 двор. Основателем селения был Кондрат (по другим документам - Конан)». (Жеребцов, И. Л. Где ты живешь. – Сыктывкар, 1994. – С. 153). «Во дворе Кондратия Савина (Саватия) сын Шевелёв 70 лет, его жена Елена 68 лет, дети: Матвей 50 лет, Андрей 45 лет, у Матвея жена Февронья 42 года, у Андрея жена Татьяна 41 год, их сын Василий 9 лет, их племянник Родион Григорьев (Григорьевич) 75 лет, у него сын Иван 38 лет, у него жена Елизавета 49 лет. Оной крестьяне опрочь земледелия ничего не имеют» (Выписка из переписной книги 1720 г. Из фонада краеведческого школьного музея). Местное предание гласит о переселение Шевелёвых в Мордино со средней Вычегды. Вместе с тем исследователь Л.И.Жеребцов отмечал, что фамилия Шевелёв нигде в Коми крае (в том числе и па Сысоле) ранее не встречалась, зато по соседству с ним, на р. Виледь, Шевелёвых было довольно много: не исключено, что эта фамилия происходит из тех мест, полагал Л. Н. Жеребцов
Но существует мнение, что первыми основателями села были не Шевелёвы, а Баженовы.
Первые переселенцы облюбовали высокий правый берег реки, совсем рядом хороший бор, озеро, ручей Каменка. Река Локчим была богата рыбой, а её притоки, особенно верховья реки, были местом нереста ценной рыбы.
По берегам реки Локчим появлялись новые починки, которые в дальнейшем перерастали в деревни. Люди уже стали больше общаться с соседями, дорогами между деревнями служили охотничьи тропы, которые, возможно, во второй половине XVIII века расширялись для строительства дорог.
Постепенно жители починка Мордино отвоёвывали землю у тайги, т.е. выкорчёвывали лес, расчищали землю для посева зерновых культур: ячменя, ржи, овса, пшеницы, а также для посева огородных культур; выращивали лён и коноплю. Первоначально земледелие было нодсечно - огневым. Для рыхления почвы использовалась суковатка. Примитивной суковаткой служила ель с крупными срубленными ветками. Для уборки хлеба использовались серп и косы-горбушки. Вероятно, существовала примитивная борона. Жители занимались, в основном, охотой и рыбной ловлей, многие держали домашний скот.
Через некоторое время воздвигнута первая Мельница на ручье Каменка, что облегчало труд крестьян. Охота давала не только пищу, но и материал для изготовления одежды, обуви, орудий труда, оружия и т.д
Материалы и экспонаты краеведческого музея позволяют представить хозяйство и быт мординских крестьян.
Крестьянский дом состоял из двух половин (летняя и зимняя), причём до XIX века помещения для скота располагались рядом с домом. Летняя половина была просторной и большой, а зимняя половина дома имела более низкие потолки и небольшое помещение. Конечно же, добрую часть каждой из половин занимала русская печь, также в доме находились полати, стол, красный угол, лавки, погреб, для хранения запасов, различные полки для посуды и продуктов.
Домашняя утварь была довольно скудной. В основном самодельные берестяные изделия, деревянная посуда, глиняные сковородки.
Крестьяне, в основном, горячую пищу готовили в печи, там же пекли хлеб. Чай и сахар почти не употребляли. Потому что для крестьянина это было очень дорого, но всё же для праздников покупали по 1 фунту на человека в год. В основном употребляли молочную продукцию, так же напитки из моркови, брюквы, репы и т.д. Крестьянский рацион составляли: суп из гороха (азя-шыд), чёрный хлеб, квас, молочная продукция, каши, рыба, мясо.
Почти у каждой крестьянской семьи в избе стоял самодельный ткацкий станок. Ткали полотна изо льна, из шерсти и конопли. Затем вручную из полученных полотен шили одежду. Верхнюю одежду шили из овечьих шкур.
По мере увеличения численности населения в Коми крае возникли проблемы: требовалось добывать всё больше зверя, птицы, рыбы. Нужны были новые охотничьи угодья, а в близи селений их было найти уже трудно. Возможно, поэтому в селе появляются новые жители. Следовательно, появились новые фамилии: Шамановы, Забоевы, Ситкаревы.
Шло время. В 1784 г. благодаря помощи крестьян была построена первая деревянная церковь. Слояла она на самом высоком месте села. Постепенно в близлежащих деревнях появляются часовни. На большие церковные праздники жители соседних деревень приезжали в Мордино. Многие выезжали на Вычегду и видели большие каменные церкви. На сходе жителей села было решено построить двухэтажную белокаменную церковь, для строительства которой были нужны кирпичи, и сход постановил, что каждое крестьянское хозяйство должно было сдать определённое количество кирпичей. Кирпичи жители делали сами из глины и песка, заливая этот состав в специальные формы. Затем изделия обжигались в печах. Конечно, крестьянам пришлось потрудиться не одно лето. Церковь было решено поставить также на холме.
Локчимская церковь во имя Рождества Богородицы построена в 1852 г., а в 1857 г. была освещена. «Настоятелем был Андрей Дмитриевич Волков 60 лет, псаломщик - Александр Степанович Семериков 62 года, проскурии - Марнамиа Егоровна Тарабукина 70 лет, староста церкви - Егор Денисович Шевелёв 51 год. По отчёту: прихожан -1341 человек. (Панюков, А. А. От церкви к церкви // Звезда. – 1992. – 14 мая).
До Октябрьской революции в селе почти не было грамотных людей. Царское правительство считало излишним давать знания простым крестьянам. Но в 1861г. при церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы работает церковно-приходская школа. Она находилась в небольшом доме и занимала всего одну комнату. Ученикам приходилось сидеть по 4 - 6 человек за партой. Первой учительницей была Щадрина Екатерина Александровна.
Обычно в школу поступали в первых числах сентября по 15 - 20 человек, но оканчивали школу всего 2 -3 человека. Так, например, в 1902г. школу окончил всего один человек, Шевелёв Ефим Иванович. Учащиеся отсеивались по разным причинам, главным образом, потому что с 8-10 летнего возраста дети начинали работать в хозяйстве вместе с родителями.
В церковно-приходской школе учили по-русски, коми книг ещё не было.
В школе изучали: Закон Божий; Славянская грамота; Церковное пение; Русский язык; Арифметика; Чистописание; История Российской империи.
По Закону Божьему учили читать наизусть молитвы, преподавал этот предмет священнослужитель. «Зубрили наизусть фразы, смысл которых мы не понимали» (Из воспоминаний жителя села Мордино Шевелева Ефима Ивановича). Закон Божий и церковное пение преследовали цели: затмить сознание людей, укрепить веру в Бога. Естественные науки в школе не преподавались, география введена в начале 1910-х гг. Учащимся было тяжело привыкнуть к русскому языку. Учителя нередко снимали комнату у жителей села, и поэтому многие уроки проходили на дому. «Часто учитель давал нам самостоятельно выучить урок, а сам залезал на печь и спал. Мы, конечно, не занимались. Когда учитель просыпался, он проводил опрос. Если никто не мог ответить, он применял силу: бил розгами». (Из воспоминаний жителя села Мордино Шевелева Ефима Ивановича). Позже учителя стали приезжать из Сыктывкара, например, Жеребцова Елизавета Григорьевна.
После трёхлетнего обучения школьники сдавали экзамены и получали аттестаты о полученном образовании. Грамотный человек в селе был в почёте.
При церковно-приходской школе в 1904 г. открывается библиотека, хотя и деньги на приобретение литературы не выделялись, но жители имели возможность заниматься самообразованием.
В конце XVIII - начале XIX вв. селение начинают посещать купцы. По рекам купцы приплывали с Пермской губернии, с Камы. Жители все шире втягивались в торговые связи с купцами из губерний. Между жителями и купцами происходил простой товарооборот, так как денег у местных жителей не было, за исключением работников церкви. Предметами вывоза оставались пушнина, рыба, продукты сельскохозяйственного и ремесленного производства. Узкий внутренний рынок не способствовал усиленному ввозу товаров в Мордино. Основными предметами ввоза были хлеб, вино, порох, ткани и другие промышленные товары. Через некоторое время появляется лавочная торговля: купец, приезжая, оставлял товар у одного из крестьян. Товар обменивался или продавался. Люди стали жить немного лучше, начинают появляться более зажиточные крестьяне.
Помимо охоты, животноводства жители села занимались добычей железной руды. По р. Локчим в XIX в. добывали железную руду для Пювчимского металлургического завода
«В 1858г. 13 ноября в село Мордино приехал комиссионер - доверенное лицо из Нювчима Иван Николаевич Ефимов и подписал договор с государственными крестьянами село Мордино о добыче и обжоге железной руды - 7600 пудов, за каждый пуд по 2,1/4 рубля, за доставку до Нювчима за 1 пуд 5 копеек серебром. Во второй половине ноября начинается работа на руднике «Колесово». Этот рудник расположен на севере от села. Возможно, когда-то сюда приезжал заказчик из Нювчима по фамилии Колесов, а может, работал мастером от завода.
Местные жители и назвали эту местность «Колесово». В 1983 г. на этот рудник была организована самодеятельная экспедиция Корткеросского дома пионеров и школьников. «Нам встретились хорошо заметные траншеи и хорошо заметные ямы времён начала деятельности Пювчимского завода. Какой народ этим занимался? Может, металл вывозили на Каму? В.Н. Латкин в 1840г. в дневнике своего путешествия по Печорскому краю отмечает о наличии следов древней тележной дороги из Камы на реку Лэкчим. А.Волосеников, участник нашей экспедиции, уральский геолог-поисковик, наличие древней траншеи объяснил просто: «Это чудские копи. На Урале такие встречаются часто». Во время экспедиции нам удалось обследовать довольно большую площадь. В полутора километрах от рудника нашли кони по масштабам превосходящие его. Рядом с ямами встречались заброшенные пустыри - вероятно места, где находились постройки жителей рудокопов». (Смилингис, А. Копали руду, плавили металл // Звезда. – 1989. – 18 февр.).
В 1917 г. 25 октября сбылась вековая мечта угнетённых народов России, - победила социалистическая революция.
Революция распространялась по всей стране. 20 мая происходит первый съезд советов в г. Усть - Сысольске, но попали на этот съезд, в основном, люди из имущих сословий. На съезде были установлены сельские управы. Мординская сельская управа помещалась в небольшом доме.
«На собрании объявили, что установилась Советская власть в России. Председателем собрания был поп Владимир Николаевич Юшков. Он в то же время объявил, что вводятся второстепенные налоги (за похороны, за венчание). Было решено образовать комитеты бедноты. Коммунисты решили отобрать у купцов землю, товар и организовать кооператив. А поповские земли и луга были переданы самым нуждающимся людям. Проводились последующие заседания волостного исполкома. В 1918г. в селе Мордино образована первая ячейка партии. В октябре шла запись желающих вступить в партию. Простой народ был не доволен сменой власти. Так как в этот период было туго с продуктами, спасало только подсобное хозяйство». (Из воспоминаний жителя села Мордино Шевелева Ефима Ивановича).
В 1918 г. в Коми крае, как и по всей стране, шла Гражданская война. Почти весь Коми край пылал пожаром войны. Но для жителей села война была бескровной, то есть военных действий на территории села не было. Но многие люди ушли сражаться. Кроме того, население села материально помогало части Красной Армии. Народ желал быстрее закончить кровопролитие, чтобы возвратиться к мирному труду.
После революций в жизни села произошло много изменений.
В 1918 г. организовано Мординское сельпо. В первый период своего существования сельпо не имело собственного помещения. Поэтому первые годы торговля велась в доме одно из жителей села.
Первое время сельпо обеспечивало своих пайщиков в основном хозяйственными товарами и строительными материалами (гвозди, посуда, конская упряжь, сахар, чай, ткани, в основном, ситец). Товары продавали только пайщикам, поэтому все взрослые жители села вступали в сельское потребительское общество, то есть платили определённый паевой взнос (с 12 лет). В 1925г. было построено здание сельпо (магазин). В середине 30-х гг. открыта пекарня. Постепенно расширялся ассортимент товаров. В 1930-е гг. появляется готовая одежда (пальто, платья, костюмы и т.д.), до этого времени людям приходилось шить всю одежду самим. Во второй половине 30-х гг. открывается столовая. Сельское потребительское общество активно занималось заготовкой сельскохозяйственного сырья, заготавливали всё: мясо и рыбу, пушнину и дичь, картофель и овощи, грибы и ягоды, кожу и шерсть, металлолом и кость. Для хранения заготовленной сельхозпродукции были построены хранилища и склады. Из года в год увеличивался товарооборот сельпо.
Основные занятия жителей стали меняться. Охота отходит на второй план. Теперь люди стали работать в колхозе. Заниматься лесозаготовками.
Лесная промышленность, - ведущая отрасль в народном хозяйстве нашей республики и по сей день. Промышленное освоение лесных богатств в Локчимском бассейне начинается в 1921г. Здесь был создан Локчимский лесной участок, который входил в состав акционерного общества «РУССГОЛЛАНДЛЕС». Лесозаготовками занимались только в зимний период. В сезон 1927 - 1928 гг. продолжительность рубки леса составляла 40 дней, вывозка - 48 дней. В основном работали жители сёл и деревень по договору. Постановлением Совета труда и обороны от 29 августа 1929 г. в системе треста «Комилес» были созданы восемь леспромхозов. Южная часть Локчимского бассейна, где базировался Локчимский л/участок «РОССГОЛЛ АНДЛЕСа» вошли в состав Усть-Сысольского леспромхоза, в дальнейшем переименованного в Сыктывдинский ЛПХ. В 1936 г. на Локчиме было создано 3 механизированных лесопункта: Верьинский, Четдинский, Намский.
В 1937 г. принимается решение о передаче леспромхоза с лесосырьевой базой в систему НКВД.
Основную рабочую силу составляли репрессированные. Наверно поэтому места лесозаготовки находились в дремучем глухом лесу, для того, чтобы люди не могли сбежать.
Для начала была приготовлена база - место для приёма репрессированных. На базе были построены: контора, большое складское помещение, жилые дома, больница, баня, магазин. Вся территория базы была ограждена высоким забором с вышками, охранялась стрелками. Слово «база» у жителей долго сохранялось в разговорной речи, почти до 70 - 80-х гг. село называли базой.
На территории Мординского сельского совета лагерные участки:
1. Ыджыд шор - в 10-12 км от села на юго-запад. Этот участок, наверно, был самым большим, потому что все построенные дома были барачного типа. От этого участка была вырублена просека для вывозки древесины до реки Локчим в зимний период по ледянке.
2. Прохор гора - в 6-7 км на север села на верхнем течении реки Морью, приток р. Локчим.
3. Морью - в 10 км на юго-востоке села, в верховьях реки Морью.
4. Кот яг - в 10 км на юго-востоке от села, здесь было несколько лесоучастков. Репрессированных в эти места привозили по реке, а какая-то часть шла по локчимскому тракту от деревни до деревни.
Для этих людей начиналась лесная жизнь. Их направляли на лесоучастки, где был только лес. Жильё им приходилось строить самим и одновременно заниматься лесозаготовкой. Сначала стоились землянки и полуземлянки, а затем стали появляться небольшие рубленые дома. Почти никакой связи с внешним миром не было.
В зимние месяцы 1937 - 1938 гг. на участках погибло много людей от простудных заболеваний или от недоедания. В 1938 - 1939-х гг. работники с участков приходили в село. Наверно, благодаря доброте и гостеприимству местного населения люди выжили. Местные жители, чем могли, тем и помогали переселенцам. Все переселенцы были довольно грамотными и культурными людьми. В бассейне р. Локчим было 21 лагерных пунктов-лесоучастков.
Также произошли изменения в сфере образования. Церковно¬приходская школа была преобразована в начальную школу грамоты (четырёхлетняя). Все дети получили возможность посещать школу. Советская власть открыла для народа пути выхода от тьмы к свету. Советское правительство приняло ряд мер для широкого распространения образования среди населения.
В 1934 г. принято постановление о всеобщем начальном образовании. В том же году Мординская начальная школа преобразована в школу крестьянской молодёжи (ШКМ). Школа состояла из семи классов. Большинство детей села было охвачено учёбой. Росло количество детей, появляются параллельные классы.
В 1924 г. в селе открывается изба-читальня. Организатором была партийная ячейка. Изба-читальня находилась в поповском доме, в котором позже была школа. В свободное от сельскохозяйственных дел время жители играли в шашки, домино, выпускалась стенгазета. Позже читались лекции, как правило, на атеистические темы. Кроме того, там занимались спортом, конечно, спортивных снарядов не было, люди просто выполняли разные гимнастические упражнения. В дальнейшем проводились спортивные мероприятия.
С приходом Советской Власти местный поп был арестован, поэтому здание церкви было закрыто. Позже в церкви организовали клуб. Там проходили различные постановки местной самодеятельности. В 30-е гг. председатель продал здание церкви леспромхозу за 17 тысяч рублей на кирпичи. Церковь разобрали до основания.
В работе избы-читальни и клуба принимала активное участие молодёжь, в частности пионерская организация, образованная в 1923 - 1924 гг.
В 1928 г. открывается почтовое агентство. Располагалось оно в одном из домов жителей села. Почтовую корреспонденцию разносили сами заведующие почтовым агентством, потому что её было немного. Телефонная линия была проведена в 30-е гг.
В конце 1929 г. в селе начинается организация колхоза, который окончательно сформировался 1930г. Колхоз получил название «Ён вын» («Могучая сила»). Сначала вступило всего несколько семей. Партийная организация проводила большую разъяснительную работу, особенно среди середняков. Но многие не верили в силу колхоза, и поэтому воздерживались вступать в него. Чаще в колхоз вступала молодёжь. Бывшие единоличники, вступая в колхоз, вносили паевой взнос, сдавали зерно на семена, а крупный рогатый скот, лошади и сельскохозяйственные орудия становились общественными.
Весной 1930г. начинается строительство конюшни, скотного двора, складов. Все работы производились вручную, поэтому работа в колхозе была очень тяжёлой.
Из-за перегибов и ошибок в политике коллективизации, а также из-за неправильного распределения продукции по трудодням в 1932 г. многие уходили с колхоза. Но костяк остался. Проводились разъяснительные работы, убеждали людей в том, что колхоз необходим всем. И с 1933г. колхоз начинает расти, начинает поступать новая техника. |
Мирные будни были нарушены началом Великой Отечественной Войны в июне 1941 г. В течение нескольких дней проводились патриотические митинги, собрания трудящихся. Многие добровольцами решили уйти на фронт.
С самого начала Отечественной войны народное хозяйство республики было перестроено на военный лад. В военной экономике страны промышленности Коми АССР отводилась роль лесосырьевой и топливно-энергетической базы. Древесина была включена в число 4-х важных видов стратегического сырья.
На базе Локчимлага НКВД согласно приказу Наркомлеса от 11 января 1941 г. был создан Л о к ч и м с к и й ЛПХ. Управление леспромхоза находилось в с. Пезмог, а в июле 1941 г. управление переводится в лесоучасток п. Верью (Мордино). Положение осложнялось, не хватало квалифицированных специалистов и рабочих, так как многие из них были мобилизованы в армию. Объёмы заготовок древесины увеличились, а техника не поступала.
Количество производственных рабочих составляло 616 человек. Кроме заготовки древесины приходилось заниматься вопросами самообеспечения продуктами питания. У леспромхоза имелось 96 га пахотной земли, из них под рожь - 14 га, овёс - 40 га, капусту - 3 га, картофель - 40 га, корнеплоды - 4 га. Валовой сбор в 1942 г. составил овса - 207 ц, капусты - 281 ц, картофеля - 1967 ц. В животноводстве - 75 жеребят, 15 телят, 8 коров, 14 свиней, удой на корову составлял 1854 л.
В трудовых условиях военного времени рабочие леспромхоза проявляли исключительно трудовой энтузиазм и героизм, что помогало поддерживать необходимый уровень производства.
Немаловажную роль играли и заработные меры поощрения. Так, например, для выполнявших месячную норму на основных работах выдавалось:
1 . хлопчатобумажные ткани - 5 метров
2. мыло - 400 граммов
3. спички - 3 коробки
4. соль - 1 килограмм
5. водки - 1 литр или спирт - 0,5 литра
6. табак для курящих - 100 грамм
7. кондитерские изделия для некурящих - 200 грамм
Женщины в лесу заменили мужчин. Ходили на работу за 8 км. «Приходилось очень тяжело. В метель и в стужу добираемся до участка пешком, а если повезёт, то на санях. Холодный ветер пробирает до костей, но приходилось работать». (Из воспоминаний жителей села). Нормы отпуска продуктов в месяц:
1. рыба/мясо - 1,8 кг.
2. Масло - 400 г р.
3. Крупа - 1,2 кг.
4. Картофель - 7 кг.
5. Соль - 400 гр.
«На состоявшемся митинге работников Локчимского ЛПХ принято обязательство: заготовить и вывезти сверх плана в фонд восстановления разрушенных сёл и городов 8 тыс. кубометров древесины. Слово лесников не расходилось с делом. Уже начали поступать первые тысячи кубометров деловой древесины в фонд восстановления Сталинграда». (газ. «За новый Север». - 1943. – 28 февр.)
По итогам Всесоюзного соревнования за апрель месяц 1943 г. леспромхоз завоевал первую всесоюзную премию и ему присуждено Переходящее «Красное знамя» ВЦСПС и Наркомлеса. Было тяжело всем. Почти всё мужское население ушло на фронт. Необходимо было кому-то работать в колхозе. Тем более правительство давало новые планы. И в 1942 - 1943 гг. была организована женская тракторная бригада. Бригадиром стала Шевелёва (Мельник) Марфа Степановна.
«Девушки с честью заменили своих отцов и братьев. В 1942 г. на курсах трактористов обучалось 34 водителя из них 31 девушка. Тракторная бригада Марфы Степановны выполнила план на 148 %, сэкономив 2635 кг топлива». (Наши комсомольские дела // Звезда. – 1989. – 24 июня). Девушкам приходилось выполнять тяжёлую работу, иногда даже непосильную для них.
Женщины и девушки работали не только в колхозе, но и в местном производстве: шили одежду, обувь, валяли валенки, обеспечивали население необходимым товаром.
Благодаря настойчивости председатель колхоза в 1943 г. был организован детский сад. Возможно, благодаря этому, многие дети выжили. Люди в селе голодали, плохо одевались.
Трудные годы переживала школа. В школе не хватало дров, инвентаря. Дети были плохо, одеты, голодали. Многие школьники перестали учиться: одни шли на работу, другие поступали в ремесленные училища. Поэтому, например, в 1944 г. 7 классов окончило только 5 человек. Дети часто выполняли работу взрослых: пахали, бороновали, косили, убирали хлеб. Учительница Анна Петровна Бутикова вспоминает: «Было трудно, но учащиеся знали, что на фронте ещё труднее, и никогда не забывали призыв партии: «Время боевое - учись по-боевому». Дети быстро взрослели.
Со слезами на глазах и с болью в сердце жители села ждали своих родных. В ответ приходили строки: «Я жив, здоров, чего и Вам желаю». Удивляет патриотизм солдат, в военное время они не думали о себе, в первую очередь они думали о государстве и близких. «...Судьба жизни и смерти нашего любимого пролетарского государства и всего человечества. Я советую все слух и заботы забыть и весело работать, хорошо, чтобы быстрее победить зарвавшихся фашистских живых варваров. Больше дать от колхоза помощи Красной Армии, и в том числе и мне. Живи весело, работай хорошо и отдыхай культурно». (Из письма солдата). В то время, родные солдат получали небольшие деньги, которые хранились на сберегательной книжке: «...ты деньги копи на книжке, пусть будет польза государству». (Из письма солдата).
Война - это покалеченные судьбы людей. Да, было тяжело, но они выстояли, выстояли ценой жизней своих родных. Многие не вернулись, погибшие остались лишь в памяти родных и близких.
С приходом власти Советов жизнь людей коренным образом изменилась. Постепенно изменялось мышление людей. Они верили в светлое будущее с приходом новой власти. Появляется возможность получения начального образования. Люди всё больше втягивались в работу колхоза, учились работать в коллективе. Также появилась возможность работать на рудниках, что позволяло теснее общаться с жителями других регионов. Постепенно занятие охотой перестаёт быть делом всей жизни, если люди и охотились, то это происходило не постоянно. Церковь разрушена, а значит и вера в Бога. Теперь людям приходилось надеяться только на свои силы. Появление в селе сельского потребительского общества давало возможность жителям обеспечивать себя необходимыми товарами. Появление переселенцев в селе отразилось и на национальном составе населения. Появились белорусы, украинцы, чуваши, татары, евреи, поляки, удмурты, болгары, грузины. И поэтому культура в селе становится многоукладной. Вроде бы жизнь сельчан начала немного улучшаться. Но наступила Великая Отечественная Война, которая нарушила мирную жизнь не только жителей села Мордино, но и всей Советской страны. Война подорвала экономику, и правительству пришлось перевести хозяйство на военный лад.
Жизнь в селе стала тяжёлой, приходилось выполнять планы правительства, работать на лесозаготовках, в колхозе. Почти всё село держалось на хрупких женских плечах. Но сельчане выстояли, выдержали удар судьбы. Многие не вернулись, многие погибли в бою, но до сих пор мы помним подвиг наших солдат, защищавших своих близких и страну от злого и ненасытного врага. Цена этой победы непомерно высока.
Село в послевоенные годы
Закончилась война, но раны её не сразу заживали. Многие дети лишились отцов и старших братьев. Трудно было матерям одеть, обуть и накормить своих детей. Но постепенно налаживалась мирная жизнь.
После окончания войны народное хозяйство страны находилось в крайне тяжёлом положении, предстояло максимально увеличить объём лесозаготовок для обеспечения отрасли народного хозяйства необходимыми сортиментами, а также развитие производства товаров народного потребления и строительства жилья. Строились новые здания.
Среднемесячная зарплата рабочих в 1946 г. составила 35,8 рублей. Начиная с 1946 г. в леспромхоз начинает прибывать рабочая сила, увеличиваю гея объёмы производства. Если в 1946 г. на основных работах было занято 373 человека, то в 1947 г. - 629 человек, кроме этого на лесозаготовки привлекались колхозники из близлежащих деревень.
В 1947 г. лесхоз отдел леспромхоза передается министерству лесного хозяйства. В октябре образован Верхне - Локчимский леспромхоз, который просуществовал до 1953 г. Появляются небольшие лесные деревни, в которых жили рабочие леспромхоза.
Какие были жилищно-бытовые условия в тех деревнях можно судить по приказу № 347 от 18 декабря 1948 г. «О жилищно-бытовых условиях в Локчимском леспромхозе на лесоучастках».
1. На Вежском л/у, начальник Забоев А.А., общежитие не обеспечено двойными рамами, стены не побелены, не хватает стульев и табуреток. Печные трубы после топки не закрываются из-за Отсутствия вьюшек, комнаты превращены в склады для хранения дров.
2. В л/у Рубиха - Соль женщины и мужчины живут совместно, что противоречит правилам общежития.
3. В л/у Лопыдино нет умывальников, отсутствуют бачки для воды. Нет бани, поэтому рабочие вынуждены ходить в соседнее село за 4 км.
Таких лесных участков было немало.
Для оперативного судопроизводства Корткеросского района в с. Мордино в 1947 г. был организован народный суд второго участка, который работал до 1954 г. Народный суд рассматривал все гражданские и уголовные дела.
В 1951 - 1952 гг. объём заготовки леса достиг 200 тысяч кубометров. Вывозка производилась по тракторно-ледяным дорогам. В это время прибывает новая техника, которая облегчала труд рабочих.
В жилищном фонде леспромхоза имелось 74 дома, 261 квартира с жилплощадью 5167 квадратных метров, в которых проживало 1256 человек. За 1,5 года в леспромхоз было завербовано 457 человек.
1 сентября Мординский лесоучасток становится лесопунктом на базе УЖД (узкоколейная железная дорога), в бассейне р. Морью работала до 57 - 58-х гг.
В 1955 г. объём производства достигает 300 тысяч кубометров. В посёлке Верью (Мордино) появляются новые улицы, строится жилье для рабочих.
С каждым годом производство древесины всё росло и росло. Благодаря помощи леспромхоза строятся новые дома. Появляется поощрение рабочих. В 70-е гг. было тяжело достать какой-либо товар, например, автомобиль. И управление леспромхоза покупало автомобили, в дальнейшем, отличившийся работник имел возможность приобрести этот товар.
Пришлось тяжело и колхозу. После окончания войны урожаи сокращались, потому что плодородие полей ухудшалось. Молодёжь не видела никакой перспективы в работе в колхозе. Поэтому многие начали покидать колхоз. Из-за недостаточного финансирования в конце 50-х гг. была ликвидирована овцеферма и птицеферма. Несмотря на это, правительство поставляло новые планы. Но механизация внедрялась очень медленно, планы не выполнялись полностью. Так как колхоз не мог выплатить долг по кредитам государству, было принято решение создать на базе Мординского колхоза Мординское отделение совхоза. Отделение колхоза «Корткеросский».
Теперь люди, работавшие в совхозе, могли получать заработную плату, но при этом они теряли стаж работы в колхозе. И многие работники колхоза получали очень низкие пенсии.
Всё больше детей продолжали учёбу в 5 - 7-х классах. Улучшилось обеспечение школьников тетрадями и учебниками. В конце 40-х гг. школа переживала большие трудности. Росло число учащихся, в приспособленных зданиях стало тесно. Не было электрического освещения, вторая смена занималась при керосиновой лампе.
В 1955 г. семилетняя школа была преобразована в среднюю школу. И в 1958 г. состоялся первый выпуск средней школы. Окончили её 10 юношей и девушек.
9 декабря 1959 г. школа получила новое, светлое двухэтажное здание. У учащихся появились большие возможности не только для учебных, но для и внеклассных занятий.
Особенно большое внимание коллектив учителей обращал на краеведческую и военно-патриотическую работу. Учащиеся часто бывали у ветеранов труда и участников ВОВ. Началось изучение родного края, проводились туристические походы. Ребята узнавали много нового: о жизни наших предков, о возникновении села и т.д.
На основе собранных материалов в 1960 г. выпущен первый номер рукописного литературно-краеведческого журнала «Юность».
Самым важным событием не только для школы, но и для всего села была электрификация села.
1 сентября 1974 г. школа получила второе здание. Окрепла материальная база, ребята стали учиться по кабинетной системе. В 1975г. был образован школьный краеведческий музей, который работает и по нынешний день.
После войны увеличивается товарооборот сельского потребительского общества. Были организованы отдельные магазины, так как в одном помещении уже было довольно тесно. Постепенно строятся новые здания под магазины.
Численность населения возрастала, увеличивалась потребность людей в поездках в районный центр. В 1956г. строится здание аэропорта, расчищается иоле для посадочной полосы. С 1957 г. начинаются регулярные полёты самолётов АН - 2 по маршруту Сыктывкар - Корткерос - Мордино. С 1967 г. строится грунтовая дорога. И с 1976 г. начинается регулярное автобусное движение. В этом же году прекращается движение самолётов.
Так же в Мордино работает ветеринарный пункт, фельдшерский пункт. В 1977г. для отделения почты было построено типовое здание.
Послевоенное время было трудным не только для нашей страны, но и для села тоже. Приходилось в первую очередь поднимать народное хозяйство, повышать объёмы производства. В то время ценилась рабочая сила и энтузиазм людей. Жители, несмотря на тяжёлое время, все свои силы отдавали работе на производстве. Они работали целыми сутками, не щадя ни своих сил, ни своего здоровья. Трудные годы переживал и колхоз. Многие люди уходили, не видя перспективы в работе колхоза. Но, несмотря на трудности, были, и светлые стороны в жизни села. Увеличивались объёмы заготовки древесины. В школе росло количество учащихся. В последующие годы школа получает новые здания школ. Ребята заинтересованы историей своего родного края. Возрастает интерес молодёжи. В 1974г. строится новое здание клуба. Жители села всё чаще выезжают в районный центр. Самым главным событием этого периода - была электрификация села 1961г. Развитие села в период с 1960г. но 1980г. - можно назвать периодом подъема и роста села. Все показатели шли вверх. Все в селе развивалось, строилось, увеличивалась численность населения.
Начало 80-х гг. для жителей села было довольно удачным. Увеличиваются темпы производства древесины. Построены здания для переработки древесины. Произведённые товары поступают на республиканский рынок. Благодаря помощи Локчимского леспромхоза строятся здания: комбината бытового обслуживания (КБО), общежития, новы: жилые дома. В середине 80-х гг. образуется подсобное хозяйство при леспромхозе, на основе продовольственной программы (1985 - 1986 гг.). В этот период построены две фермы, которые обеспечивали своей продукцией всё население.
В 1984 г. Совет ветеранов Мординского сельского совета, коммунисты партийных организаций Мординского лесопункта, химучастка и т.д. предложили населению собрать денежные средства для строительства памятника-обелиска в память погибшим героям.
И 9 мая 1987 г. на собранные средства был открыт.
В 1986 учебном году началось профессиональное обучение учащихся 8-х классов. На базе Локчимского ЛПХ юноши стали обучаться профессии слесарь ремонтник, на базе совхоза «Локчимский» девушки приобретают специальность - оператор машинного доения. У учащихся была возможность после обучения вернуться в родное село с получением места работы и получения достойной заработной платы.
Школа становится подлинным центром воспитательной работы. В 1981г. школа получает здание шестилеток. Теперь школа имеет три типовых здания. В школе существует множество кружков. Одним из самых любимых занятий ребят - туризм. Пешком, на лыжах, на байдарках, на велосипедах ребята прошли не одну сотню километров по родному краю. Традицией стало проводить ежегодно весной и осенью общешкольные туристические слёты.
Большая дружба связывала учащихся школы с Антоном Антоновичем Шевелёвым - земляком, героем Советского Союза. Антон Антонович Неоднократно посещал нашу школу.
10 мая 1981 г. Антона Антоновича не стало. В этот день в школе проводился день памяти. Коллектив учителей и учащихся принял решение бороться за право носить имя А.А. Шевелёва. Учащиеся школы заработали деньги для установки бюста Героя Советского Союза А.А. Шевелёва. И 1 марта 1987 г. был открыт бюст А.А.Шевелёву, благодаря усилиям учащихся. В сентябре 1987 г. школа получила распоряжение от Председателя Совета министров РСФСР В. Воротникова от 19 августа 1987 г. о присвоении имени Героя Советского Союза Антона Антоновича Шевелёва Мординской средней общеобразовательной школе.
В 1990г. школа перешла на одиннадцатилетнее образование. В период с 1992 - 1993 гг. организуется компьютерный класс.
Работа школьников совмещалась с помощью Локчимскому лесничеству. Ребята помогали высаживать саженцы, собирать живицу.
После распада СССР Россия перешла на рыночную систему экономики. В это время выпускались различные облигации и вовлекались деньги населения, чтобы немного сдержать инфляцию. Многие предприятия закрываются, такие, например, как, КБО, детские сады, фермы.
Государство перестало финансировать леспромхоз, совхоз, другие предприятия. Государственная собственность теперь стала частной.
Произошла инфляция. В итоге в селе появляется бартерный магазин. Зарплата в этот период не выдавалась и поэтому она выдавалась продуктами, либо каким другим необходимым товаром. Появляются безработные.
Появляются частные предприниматели. Леспромхоз стал ни кому не нужным, поэтом его стали продавать, а от этого страдают рабочие, да и жителям от этого не легче. За последние годы в селе не было построено не одного нового жилого дома, старые дома рушатся. Многие, кому позволяют возможности, покидают село, а другие остаются.
(История развития села Мордино: Исследовательская работа учащейся Мординской средней школы Турубановой И. С., научный руководитель кандидат исторических наук, декан исторического факультета СГУ Максимова Л. А.).
|