Т.А. Малкова, Н.А. Малкова
г. Сыктывкар, г. Ковров
История повседневности - это обширная и многогранная проблема, привлекающая в последние годы все большее внимание исследователей. Изучение самых разных аспектов этой проблемы играет важную роль при попытках реконструировать досуг, быт, трудовую деятельность человека во всех ее проявлениях и в ту или иную историческую эпоху. Материалы и документы, имеющиеся в архивных и музейных хранилищах Республики Коми, характеризующие различные стороны повседневной жизни населения Коми края, дают такую возможность.
В фондах НАРК имеется несколько летописей церквей Усть-Сысольского уезда. После революционных событий 1917 г. и последующих разрушительных для церквей лет архивным работникам удалось найти и сохранить для последующих поколений эти церковно-летописные материалы. Как исторический источник летописи - бытоописания, содержащие многочисленные сведения по истории населенных пунктов, позволяют познакомиться с бытом сельчан, их занятиями, степенью их религиозности, уровнем образования крестьянства, восстановить многие события из прошлого жителей Коми края. На страницах этого документа можно обнаружить следы давно исчезнувших людей и обстоятельства их жизни, их духовный и материальный мир. Наибольший интерес для исследователей представляет «Летопись Пезмогской Прокопьевской церкви», наиболее подробная и хорошо сохранившаяся.
Погодные записи в «Летописи» вели четыре священника: А.А. Щетинин (1856-1979 гг.), И.С. Покровский (1894-1897 гг.), Д.А. Покровский (1898-1911 гг.), С.М. Попов (1911-1916 гг.). «Летопись Пезмогской Прокопьевской церкви» - это результат личной инициативы священников, писавших ее. Стиль, манера изложения материала у каждого из священников различны. Это и довольно пространные описания событий (А.А. Щетинин, И.С. Покровский), и размышления о степени религиозности сельчан (И.С. Покровский, СМ. Попов), и краткие фенологические записи (Д.А. Покровский). Происхождением, интересами, образом жизни приходское духовенство было тесно связано с крестьянами. Крестьянский уклад жизни, мировоззрение и повседневные нужды наложили свой отпечаток на течение церковной жизни на Севере и на личность самих священников.
Штаты приходских церквей неоднократно менялись, их численность напрямую зависела от размеров прихода и, главным образом, от численности прихожан. Материальное состояние духовенства также зависело от количества прихожан, пожертвования которых составляли большую часть бюджета семей священнослужителей. Основную часть сельского духовенства Коми края нельзя отнести к разряду зажиточного. Доходы священников прежде всего зависели от материального состояния паствы, а она в Пезмоге, по мнению самих священников, была немногочисленна и небогата. Доходы приходского духовенства складывались из следующих величин: денежного жалованья от государства, доходов от личных земельных угодий, выделяемых клиру, платы за требоисправле-ние, а также из собранных по приговору крестьянского мира продуктов. Чаще всего содержание причта в Пезмогском приходе оценивалось как недостаточное. «Летопись» сообщает, что в конце XIX в. крестьянским обществом довольно охотно поддерживаются мероприятия священника и церковноприходского попечительства по благоустройству церкви «благодаря отзывчивости здешних крестьян на все доброе». В начале XX века отношение сельчан к церкви меняется, и крестьяне отказываются уступать церкви лучшие земли в необходимом для содержания священников объеме. Об этом свидетельствует запись священника С. Попова (1914 г.): «летом производилась нарезка причтовой земли землемером. Было много шуму с народом. В конце концов притч должен был уступить... Страшный народ: думает только о себе и забывает, что причт без достаточного обеспечения не может существовать и приход может быть прикрыт».
Один из священников Пезмогской церкви составил таблицу движения народонаселения в Пезмогском приходе за 112 лет (1780-1892 гг.). Из таблицы видим, что за период с 1780 по 1855 гг., когда в Пезмогский приход входила д. Важкурская, естественный прирост населения составил 1263 чел., в т.ч. мужчин - 677, женщин - 586 чел. За период с 1856 г. по 1892 г., после отделения д. Важкурской в отдельный приход, естественный прирост населения составил 674 чел., в т.ч. мужчин -312 чел., женщин - 362 чел. Как видим, если в первом случае преобладали мужчины (91 чел.), то во втором - больше женщин (50 чел.). Если сопоставить факты об эпидемиях с данными таблицы движения народонаселения, то сразу выявляется существенный урон, наносимый эпидемиями населению конкретного прихода. Если в среднем в год рождалось от 47 до 55 чел., а умирало от 30 до 37 чел., то в годы эпидемий показатели были другими. Так, в 1784 г. сообщается о том, что родилось 20 чел., а умерло 58 чел.; в 1819 г. родилось 43 чел., умерло 72 чел.; в 1830 г. родилось 50 чел., умерло 111 чел.; в 1858 г. родилось 62 чел., умерло 111 чел.; в 1866 г. родилось 26 чел., умерло 51 чел.; в 1894 г. родилось 38 чел., умерло 48 чел.; в 1899 г. родилось 81 чел.
«Летопись» сообщает, что в 1858 г. «народ ... сильно болел горячкой», в 1894 г. «с половины лета свирепствовала тифозная горячка», а в 1899 г. «с марта месяца появилась эпидемия скарлатины и продолжалась до 15 июня» и в Пезмоге действовала выездная больница, благодаря которой «эпидемия была скоро прекращена и умерло немного народа».
Нашла отражение в летописи и информация о начале призыва в 1914 г.: «...по случаю войны с Германией и Австрией в июле месяце запасных и ратников увезено из прихода до 80 человек».
Священник И.С. Покровский при всеобщей переписи населения России в 1897 г. был счетчиком 4-го участка, в который входили села Пезмог и Важкурья. Сведения, которые он собрал для отчета, были записаны и в летопись. По данным переписи в селе Пезмог значилось: всего наличного населения - 1185 чел., в т.ч. мужчин - 535 чел., женщин 650 чел.; постоянно живущих здесь -1267 чел., в т.ч. мужчин - 614 чел., женщин - 653 чел. Разница в количестве наличного и постоянно живущего населения, особенно среди мужского пола, объясняется, по-видимому, широким распространением среди пезмогцев отходнических промыслов.
Отходничество несколько улучшало материальное положение населения села Пезмог. Записи позволяют сделать некоторые выводы об отхожих промыслах жителей села, так как, по мнению священников, отходничество способствовало ослаблению религиозности крестьян села. Материалы «Летописи...» показывают его причины и основные направления. Так, священник И.С. Покровский пишет: «Вообще здешний народ любит церковь - народ религиозный с малым исключением. Был бы еще лучше, еще религиознее и вообще лучше в православном отношении, если бы не ходил на заработки на Пермские заводы, где здешние крестьяне большую часть года находятся». В то же время, священники понимают причины отходничества: «...к сожалению, для жителей здешнего края эти заработки много значат, и путешествия в Пермскую губернию необходимы...», «свой хлеб редкий из жителей имеет на год, поэтому в каждом доме отправляются один, двое и трое в Пермские заводы, где и проводят зиму, занимаясь рубкой леса». Общение с более свободной рабочей средой, длительное пребывание вне крестьянской общины, где каждый человек на виду, по мнению священника С. Попова, губительно влияла на нравственность пезмогцев: «К Пасхе многие из отлучившихся на заработки прихожан возвратились домой и после тяжелой полугодичной жизни в лесах Перми особенно радостно проводят праздник, т.е. первые дни, как везде на Руси, пьют много вина, и пьяные встречаются на каждом шагу».
В поисках наиболее эффективных средств укрепления христианского вероучения священники прибегают к различным методам проведения церковных обрядов. Так, священник И. Покровский проводит богослужение на зырянском языке: в 1896 г. на его счету 5 проповедей, в 1899 г. - 7 проповедей. В проповедях священники выражали свое отношение ко многим морально-этическим вопросам православия, отзывались на события, волнующие крестьянский мир. В апреле 1896 г., в год 500-летия со дня смерти епископа Стефана Пермского, «мероприятия продолжались три дня: литургия на зырянском языке, чтение по - зырянски «Жития Святителя», «за литургией все, начиная с часослова и кончая молебном, было на зырянском языке». В «Летописи Пезмогской Прокопьевской церкви» содержится единственное дошедшее до нас описание празднования 500-летия со дня кончины Стефана Пермского в сельском приходе.
В «Летописи» ежегодно приводятся сведения об основных занятиях сельчан: хлебопашестве и скотоводстве, а также о промысловых занятиях: рыболовстве и охоте. Так, в 1857 г. «урожай выбило градом и народ сильно томился голодом», в 1861 г. «был в ... большой недокос сена, ...воз сена в Устьвыми продавали от 10 до 12 руб. серебром, ...скот распродал народ», а в 1862 г. «был страшный неурожай хлеба, ...квас делали из ржаной соломы, а хлеб пекли пополам с мякиной, отрубями и пихтовой корой».
По годовым записям также можно судить и об отсутствии в приходе своих ремесленников. Так, ворота к церковной ограде выполнялись выльгортским кузнецом Каллистратом Сивковым, кирпичная ограда выкладывалась усть-сысольским мещанином Федором Надеевым, кирпич изготовлялся крестьянином д. Арабач Иваном Политовым. Лишь в 1914 г. «попечительство церковное открыло на свои средства кирпичный завод», пригласив подрядчиком крестьянина Айкинской волости Лодыгина. В Летописи отмечались события чрезвычайной важности: в 1856 г. «в Пезмоге ... была найдена руда меди и железа», в 1895 г. «15 июня ...Пезмог постигло большое несчестье,...пожар,...истреблено 13 домов со всеми службами».
Занятия сельчан довольно строго регламентировались погодными условиями и сроками религиозных праздников. Священники церкви были первыми метеорологами и фенологами, оставившими потомкам свои наблюдения за погодой, растительным и животным миром. Страницы «Летописи...» регулярно рассказывают о засухе и бескормице, страшном голоде, пожарах и эпидемиях, наносивших непоправимый урон крестьянскому хозяйству. Ежегодно записывались сроки вскрытия р. Вычегды, очищение ее от льда весной и покрытия льдом осенью. 1874 г. «в середине мая выпал снег,... почти на пол-аршина, отчего река Вычегда сделалась очень полноводной,... во многих местах мосты снесло или разрушило, что великая редкость», в 1875 г. «в декабре был такой жестокий мороз, что птицы на лету падали и умирали, такого года и дряхлые старики едва помнят». Священники записывали приметы, имеющие отношение к охоте и рыболовству, например, в 1872 г., «когда еще снегу было много, в этовремя с южной стороны слышны были сильные раскаты грома, а когда так бывает, старожилы говорят, что в этом году рыба не буде ловиться, так и было». В Летописи фиксируются метеорологические приметы, согласно которым по погоде в один церковный праздник можно было определить, какой будет погода в другие. Эти наблюдения чередуются с анализом итогов сельскохозяйственных работ года, закономерно показывается их зависимость от погодных условий.
«Летопись» дает ценные сведения, касающиеся системы народного образования на его низшем уровне. В селе самыми авторитетными людьми были староста, учитель и священник. Это объясняется довольно незначительным количеством грамотных среди населения села и трепетным отношением крестьян к образованному человеку. Часто крестьян Коми края не устраивало качество обучения в церковно-приходской школе, и они принимали меры по открытию в селах земских и министерских училищ. В Пезмоге была церковно-приходская школа, преподавание в которой вел учитель, а заведующим и учителем закона Божьего был священник. Служители церкви считали, что церковное воспитание и школьное обучение должно идти рука об руку, неразрывно и нераздельно. Поэтому большое внимание в школе уделяли преподаванию закона Божьего, церковного пения, беседам по усвоению религиозных истин. Преподавание всех предметов велось на русском языке, что отрицательно сказывалось на успеваемости и посещаемости. Так, в 1896 году, в школе обучалось 77 мальчиков, 5 девочек, тогда как число детей в возрасте от 8 лет, не посещающих школу, достигало в селе 197 чел. Число грамотных в приходе в 1897 г.: из 535 мужчин -100 чел., из 650 женщин - 40 человек. Дети, окончившие школу, могли кое-как читать по-старославянски, но плохо по - русски, с большим количеством ошибок писали на русском языке. И в 1911 г. «Летопись» констатирует: «...дети здесь учатся в школе не особенно охотно, и поступивших часто удерживают от занятий, например, при молотьбе, вывозке навоза. При церковно-приходской школе ни в третьем, ни в четвертом отделении нет ни одной девочки, в младшем - 6, а во втором - 3, в т.ч. дочь священника». Учителя в школе часто менялись, занятия приходилось проводить священникам. Так, И. Покровский возлагал большие надежды на новую учительницу Людмилу Сорвачеву, начавшую преподавать в школе в 1894 г., однако и она проработала только 4 года. Сам священник И. Покровский проводил в школе много времени: посещал уроки учительницы, беседовал с учащимися, выбирал учеников в церковный хор.
Из всех типов школ именно церковно - приходским придавалось первостепенное значение в деле воспитания населения края в духе православия и верности правительству. Эти школы должны были не только учить детей читать и писать, но и давать элементарные знания по истории Отечества, а главное - воспитывать законопослушных граждан, верных церкви и государю российскому.
«Летопись Пезмогской Прокопьевской церкви» является уникальным источником сведений о трудовой деятельности крестьян, об их семейном и общественном быте, об отношении жителей коми деревни к просвещению, к религии. |