… Зимой 1998 года школьники из детского центра села Корткерос под руководством Людмилы Королевой и Анатолия Смилингиса отправились в очередную экспедицию. На этот раз их привлекло село Вомын, в котором юные краеведы и их наставники надеялись собрать разнообразную краеведческую информацию. За недельное пребывание в селе они успели обойти все деревушки, из которых состоит Вомын. Уже в день отъезда краеведы решили наведаться в Павел-сикт, который стоит несколько на отшибе. В дом под раскидистым кедром в конце этой деревушки они попали случайно.
Хозяин дома Владимир Андреевич Каракчиев встретил гостей приветливо, а узнав, что Людмила Николаевна интересуется прялками, попросил супругу принести хозяйкиных помощниц. На увиденных прялках у Каракчиевых были вырезаны разные узоры и знаки. Она тут же стала срисовывать их в свой блокнот. Анатолий Антонович в свою очередь заносил в записную книжку рассказы хозяина дома о своих предках.
Владимир Андреевич хорошо знал свою родословную. Вспомнил прадеда Павла, деда Емельяна, от имени которого в начале ХХ века произошло название починка Емельстан в верховьях реки Локчим, впоследствии известного печальной славой поселка спецпереселенцев. Емельяна Каракчиева эти отдаленные места привлекли когда-то первозданной красотой, богатыми лесами и рекой. Сначала он построил там охотничью избушку, а позднее поднял и настоящий дом. С годами починок разросся, пока его исконных обитателей не прогнал грозный враг – ГУЛАГ.
От Вомына до Емельстана было довольно далеко, больше 70 километров. Дорога в одну сторону занимала около двух суток. С собой жители починка и охотники тащили разные припасы. Чтобы не сбиться со счета дней, Емельян Каракчиев носил с собой календарь – короткий деревянный брусок шестигранной формы длиною в полторы пяди с насечками на гранях. Эти грани соответствовали дням в каждом из 12 месяцев в году. Для удобства при пользовании календарем каждый месяц был подписан.
Слушая рассказ, Людмила Королева встрепенулась: она много раз читала о таких календарях, но в быту, ни разу видеть их не доводилось. Еще в позапрошлом веке исследователь древностей Коми края П.Савваитов нарек их зырянскими и, наверное, был близок к истине. Именно такие календари, отправляясь в неблизкий путь, вешали на пояс рядом с мешочком с огнивом да ножом коми охотники. Затем их переняли сибирские народы, которые календари мастерили не только из дерева, но и из кости. Вспомнив обо всем этом, Людмила Королева попросила показать семейную реликвию. Хозяин оделся и вышел.
И... пропал. Вернулся ни с чем. Сказал, что видел, как деревянным брусочком играли во дворе дети. Но куда, в какой угол его затолкали? Все это время внучка хозяина, с любопытством наблюдавшая за рисующей тетей, молчала. А узнав, что взрослые ведут речь о детской игрушке, заговорила. Сказала, что брусочек с насечками они бросили вместо косточки собаке в конуру. Дед снова вышел на улицу. А вернувшись, развел руками: не отыскал реликвию. И уже когда гости, попрощавшись, покинули его дом, нашел то, что искал. Оказалось, раритет собака зажала лапами и грызла, словно сладкую кость. Отняв его у домашнего сторожа, Владимир Андреевич бросился догонять корткеросских краеведов, тут же решив подарить брусочек им. Символическую передачу семейного календаря Каракчиевых Анатолий Смилингис заснял на видеокамеру. Истинную ценность этой несколько «обглоданной» вомынской находки определить еще предстояло.
Следующие две недели краеведы приводили ее в порядок: обмыли, высушили. И стали исследовать сохранившиеся на брусочке насечки. К сожалению, на его гранях уцелели далеко не все закорючки, часть из них успела сгрызть собака. Что же удалось увидеть на отмытом брусочке-календаре?
На его 12 гранях было нанесено 365 насечек. Они означали количество дней в невисокосном юлианском солнечном году. В каждом из месяцев руническими знаками (по-коми – пасами) были отмечены отдельные дни, соответствующие православным христианским праздникам. Всего отмечено 44 «неподвижных» праздника, столько же, сколько содержат и другие подобные календари, хранящиеся в разных музеях, в том числе в Национальном музее Республики Коми. Это говорило о том, что предмет вроде как не отличается особой древностью и относится к числу памятников христианской культуры, которые в Коми крае начали появляться с XIV века, после миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стоит отметить, что село Вомын находится в непосредственной близости к Ульяновскому монастырю, важному центру распространения православия на Средней и Верхней Вычегде. Возможно, это тоже повлияло на появление подобного типа деревянных «святцев» именно в этих местах.
Однако вектор исследования вомынской находки мог быть и несколько иным. То, что эти «святцы» больше других использовали охотники и отходники, указывало на их вероятную связь с другим типом календарей, известным как зырянский охотничий календарь. Он использовался в более раннюю эпоху и был открыт археологами тоже в непосредственной близости от Вомына. Есть ли прямая связь и преемственность между этими совершенно разными календарными системами, предстоит еще выяснить. Ясно одно, что пасы на деревянных зырянских календарях означали не только христианские праздники, но и периоды сельскохозяйственных, а возможно, и охотничьих сезонов, что зафиксировано и на более ранних охотничьих календарях.
Вычегодско - печорский тип деревянных календарей очень схож и с четырехгранными календарями - рейками, издревле встречающимися в Скандинавии и Прибалтике. На их грани тоже нанесены насечки, общее количество которых соответствует количеству дней в году, имеются и рунические знаки – пасы. Подобный же способ отсчета в гораздо более упрощенной форме встречается и у коми на Сысоле, и у хантов на Оби. Эти длинные, около метра длиной, рейки-календари от портативных «зырянских» шестигранников отличаются более стационарным использованием. Их, наверное, еще и сейчас можно встретить в охотничьих избушках, расположенных в отдаленных глухих урочищах.
Сравнительный анализ показал: особых различий между вомынским и другими подобными календарями нет. Та же форма, те же насечки, разделяющие год на месяцы, те же загадочные символы – пасы, указывающие на «неподвижные» праздники христианских «святцев», наконец, тот же способ отсчета прошедшего времени – заливание насечек слоем воска... И все же в календаре из Вомына было что-то отличающее его от всех других похожих численников. Что же это могло быть?
В поисках ключа к этой разгадке пришлось снова и снова на ощупь и под лупой изучать сам деревянный шестигранник, еще не раз вчитываться в записанный его последним владельцем рассказ, повествующий о «биографии» раритета.
По словам Владимира Каракчиева, календарь принадлежал его деду, а возможно, прадеду. Дед родился в 1848 году, скончался в 1928 году. Значит, прадед жил в конце XVIII – в первой половине XIX веков. Кто из них смастерил деревянный численник? На календаре время его рождения не отмечено. А может, оно все же есть, только не всякий способен его увидеть?
Разгадка календаря из Вомына произошла случайно. Анатолий Смилингис обратил внимание на то, что сделанные насечки имеют неидентичную глубину нарезки: одни глубже и шире других. Подсчет позволил определить цикличность таких нестандартных насечек. Это укрепило предположение: широкие и глубокие насечки обозначают не что иное, как воскресные дни.
Дальнейшее обследование календарных черт и рез позволило определить, что недели охватывают не весь год, а период от февраля до мая. Остальная часть года мастера, изготовившего календарь, как будто не интересовала вовсе. Всего «меченых» недель набиралось 14, что отвечало продолжительности пасхального цикла, начинающегося сыропустной неделей и заканчивающегося Троицей.
Нехитрый подсчет показал, что при таком раскладе Пасха выпадает на 25 марта и совпадает с Благовещением. Последний же праздник из этого цикла – Духов день – выпадает на 15 мая. На календаре именно он отмечен самой широкой и глубокой насечкой. В этом, по всей видимости, и кроется разгадка вомынского календаря.
Совпадение Пасхи и Благовещения, или Кириопасха, – явление довольно редкое, случающееся 2-3 раза за столетие. В XIX и в начале ХХ века Кириопасха отмечалась в 1817, 1828 и в 1912 годах. Возможно, в один из этих годов и был создан вомынский календарь. Хотя, вполне вероятно, он появился гораздо раньше, а его создатели были не дед или прадед Владимира Каракчиева, а его более далекие предки. Точное время создания календаря еще предстоит изучить по другим меткам астрономического характера, которые сохранились на уникальном предмете.
Между тем это открытие перемещает изучение вомынского раритета совсем в иную плоскость – мировоззренческую. Случайно или закономерно рождение этого календаря в год, когда отмечалась Кириопасха? Скорее всего, между ними существовала взаимосвязь. В годы, когда Пасха совпадала с Благовещением, в народе ожидали конца света, второго пришествия, апокалипсиса. Ожидание светопреставления особенно было характерно для времени начала христианизации Коми края Стефаном Пермским и его преемниками – епископами пермскими в XIV-XVI веках, когда приближался конец седьмого тысячелетия от сотворения мира. Ожидание скорого апокалипсиса отмечено и во многих летописных сводах, дошедших с того времени. В более поздние века интерес к этому явлению в России хотя и не исчез окончательно, но значительно угас, Кириопасху ждали с опасением, хотя безоговорочно с концом света она уже не отождествлялась.
Итак, какой апокалипсис предсказывал истончившийся от времени, почти невесомый деревянный брусочек-календарь из коми села Вомын? Сделать это открытие еще предстоит...
Литература:
Сивков, Н. Тайна вомынского календаря // Республика. – 2010. – 24 апреля. – (Дым Отечества: ист. – краевед. прил. к газ. «Республика»). |