В июле-августе 2004 года Корткеросским районным центром дополнительного образования детей проведена туристско-краеведческая экспедиция по рекам Нившера и Вишера Корткеросского района Республики Коми. 2-3 августа 2004 года экспедиция посетила городище Кармыльк.
Местечко Кармыльк находится в трех километрах от села Богородск по дороге на деревню Троицк. Здесь дорога подходит к реке Нившера. Городище представляет боровую террасу размываемой рекой высотой девять метров и имеет форму неправильного четырехугольника размерами 90 на 50 метров, часть которого изрезана тракторами и стадами коров, прогоняемых на пастбища Нившеры.
На речном обрыве в 60 см. от поверхности видна линза размерами 45 на 25 см., заполненная древесным углем, обоженными костями. По бокам холма протекают ручьи. На спуске к левому ручью со стороны реки виден вал, простирающийся 84 метра на северо - восток. На поверхности сохранились небольшие ямки и след от подковообразной траншеи. В центре растет сосна с раздвоенной вершиной. Такие деревья принято называть Вожа пу. По старым традициям на могиле, в ногах покойника высаживали молодую сосну, обламывая верхушку дерева. Мы установили, что верхушка дерева была обломлена на высоте 1 м. 80 см.
При детальном осмотре разрушенной части холма в 20 метрах юго - восточнее сосны, которую мы назвали Вожа пу, были найдены кремниевые отщепы и кремниевый наконечник стрелы, который обнаружил Илья Каракчиев (14 лет ).
Мы вычертили план городища, провели фото и видеосъемки. Отметили места находок.
Впервые городище упоминается в 1889 году в Вологодских губернских ведомостях и в Памятной книжке Вологодской губернии за 1893 год, в которой сообщается: «Если в некоторых местах попрыгать или постучать, то слышен гул». Попробовав, мы убедились в этом сами.
По словам нашего руководителя Смилингиса А.: «Городище в 1926 или 1927 году посетил профессор А.Н. Грен. (Об этом ему рассказали местные жители). Грен нанял местных мужиков и по ночам проводил на Кармыльке раскопки. Они нашли меч, наконечник копья и другие железные предметы, которые Грен увез с собой.
В 1956 году археологический отряд Коми филиала АН СССР под руководством Э.С. Логиновой посетил Кармыльк. При осмотре констатировалось удобное расположение городища, но никаких культурных остатков не было найдено.
Археолог Л. П. Лашук (1959 г.) отмечал: «... основная масса городищ сосредоточена на Выми и на Сысоле. На Вычегде д. Карыбйыв и Озёлты и Богородское городище при впадении реки Нившера в Вишеру, такое расположение городищ 11-14 в веках не является случайным.
Доктор исторических наук Э. А. Савельева возникновение городищ связывает с древнерусской колонизацией края. Пушные богатства тогда привлекали многих. Основная борьба за овладением богатств края велась тогда между Москвой и Новгородом. К началу 14 века борьба обостряется. В Пермь Вычегодскую, так тогда назывался край, направляется миссионер Стефан Храп, посвященный в 1379 году в сан иеромонаха Коломенским епископом Герасимом. Он же его и благословил на миссионерское служение.
В своем походе в Пермь Вычегодскую Стефан представлял Великокняжескую власть и русскую православную церковь.
« Стефану по сердцу пришлась Игла река, Емва, которую русские назвали Вымь, впадающая в Вычегду в центре Пермской земли. Холмы и овраги окружали устье Выми. Здесь и обосновался он. Обув высокие бахилы, он пошёл по лесам и болотам, отыскивая места мольбищ и жертвоприношений.
Пермские идолы были окутаны свивальниками из тонких, белых полотен. Возле полотен стояли серебряные чаши с неведомыми узорами и лежали или висели дорогие меха - соболей, куниц, рысей, черных лисиц.
Стефан не жалел своих жертв, обращаясь с ними, как с живыми существами. Он обрушивал секиру на сосновое тело лесного бога, отсекал ему руки и ноги, подвергал на землю, метал останки на огонь, а пепел развеивал по белому мху - ягелю». Так описывает походы Стефана ученый и писатель С. Н. Марков.
В устье Выми Стефан уничтожил главную кумирницу коми язычников - срубил священную березу и построил на её месте храм.
Бурная деятельность Стефана вызвала недовольствие местных предводителей коми. «Волхвы и упорные из язычников, опасаясь за веру отцов своих, послали весть о пришельце Стефане и его действиях на реку Вишеру, Княжпогост вверх по Вычегде. Необходимо отметить, что на Вишере тогда проживали язычники. Они имели свои укрепленные городки. (Возможно, одним из таковых являлся Кармыльк). По призыву, приплыло на лодках более тысячи человек вооруженных луками и стрелами. С яростью и дикими воплями они бросились к келье проповедника, чтобы разрушить её, его самого предать злой смерти....».
В « Сказании о Святом Стефане Пермском в приложении к газете « Эскöм» - «Вера» (Сыктывкар, 1992 г. - С. 14.) Летопись сообщает, что тогда предводителем язычников был Пан ( Пам) сотник, живший на месте, именуемое Вишера». По всей вероятности Кармыльк на Вишере у устья Нившеры являлся тогда укрепленным пунктом, с которого совершал набеги Пан сотник.
Из реки Печора, через Ижму, Ухту и её притоки речными волоками можно было перебраться на Нившеру и далее на Вычегду. Путь был ближе и безопаснее, чем из Печоры на верховья Вычегды. Этим и заключалось удобное расположение городища Кармыльк на Нившере.
Далее летопись сообщает: «Язычники укрепленный Вымский городок взять не смогли. Стефан «ослепил» врагов.(стр. 23 - 24). Возможно, в летописи использовано какое-то явление природы, например, пролет крупного метеорита, вспышка...
Пан сотнику тогда не удалось изгнать из Выми Стефана. Он повторил и предпринял набеги в 1384 году , 1392 году, осаждал городок Вымь, но взять его не смог. Начатая им борьба против христианства, против «московских людей» имела продолжение. Набеги язычников на крещеную Вычегду, её жителей продолжались долго. Несомненно, свою роль здесь играл и укрепленный городок Кармыльк на Нившере. «Совершаемые раз за разом на протяжении около ста лет нападения вогуличей на Пермскую епархию могли провоцироваться бежавшими из Перми Вычегодской язычниками коми - жрецами, лишившиеся в результате христианизации коми власти над своими соплеменниками, считает доктор исторических наук М. А. Мацук.
Со временем люди пермских епископов добрались и до городища Кармыльк. Вряд ли это происходило мирно.
Косвенное подтверждение находим в легенде, записанной на Нившере. Легенда повествует: « Чудью называют таких людей, которые не веруют в христианского бога. Они свои ямы вырыли в Богородске на холме Кар (имеется в виду Кармыльк). Когда в эту веру их стали обращать, одна девушка бежала ... Далее путь убегающей от преследования лежал через Троицк до Одыба (с. Нившера).
После изгнания язычников в этих местах сложилась небольшая группа вишерских коми (висерса), видимо близкородственных вымских коми. Не случайно в грамоте 1490 года, т. е. через сто лет после набегов Пан сотника, отмечалось, что Вишера - «Вымской же земли место».
Пан сотник личность историческая. Он упоминается и в жизнеописании Святого Стефана Пермского; упоминается Пан сотник и в летописи. Он и его соратники были предводителями коми язычников, и их могилах, несомненно, найдутся доказательства этого. По всей вероятности их могилы находятся недалеко от устья реки Нившера. « Почему я так думаю?» - рассуждает краевед из Княжпогоста Г. Пипуныров: «Издавна коми строили укрепленные городки - крепости и, вокруг которых они селились. В те времена невозможно было прожить без оборонительных сооружений». Автор имеет в виду городище Кармыльк возле села Богородск на Нившере.Обследуя городище, мы прикоснулись к истории края. Видели ямы, траншеи,оплавленные огнем песчаники. Нашли кремниевые отщепы и кремниевыйнаконечник стрелы. Угли, кости. Услышали легенды.......
Археологи считают городище разрушенным и видимо по этой причине не посещают. Думается, необходимо возобновление археологического, поиска.Возможно, удастся найти подтверждение, что именно здесь находился один из опорных пунктов, откуда совершались набеги на Вымь и на Вычегду.
(По материалам туристско – краеведческой экспедиции. Автор Борискин Святослав Викторович, 16 лет , 1988 г.р. Научные руководители: Королева Л.Н., Смилингис А. А.
Литература:
- Вожа пу // Мифология Коми. - М.: Издательство ДИК, 1999. - С. 110 – 111.
- Логинова, Э. С. Древние памятники Северного Приуралья - Сыктывкар, 1980. - С. 3.
- Лашук, Л.П. Археологические древности народа Коми // Памятники культуры Коми АССР. - Сыктывкар ,1959. - С. 55 .
- Савельева, Э. А. Этнокультурная история Европейского северо-востока // Научные доклады КНЦ УО РАН. Вып. 358. - Сыктывкар, 1995. - С. 10.
- Рогачев, М. Б. Летопись Коми края.- М., 1998. - С. 23.
- Марков, С. Земной круг // Книга о землепроходцах и мореходах. - М.: Молодая гвардия, 1971. - С. 127.
- Вычегодско - Вымская летопись // Родники Пармы. - Сыктывкар, 1989. - С. 24.
- Жеребцов,И.Л. «Чародейный старец» // Связь времен. - Сыктывкар, 2000 - С.37.
- Мацук, М.А. Святители Великопермские. // Христианство и язычество народа коми. - Сыктывкар, 2001. - С. 32.
- Рочев, Ю.В. Коми легенды и предания. - Сыктывкар, 1984. - С.23, 150.
- История Коми с древнейших времен до конца 20 века. В 3-х т. Т. 1. - Сыктывкар, 2004. - С. 71.
- Пипуныров, Г. Эжва ковтысын комилбн олöм // Коми му. - 1992. - 15 августа. – Пер. загл.: Жизнь коми на берегах Вычегды.
Коллекция, собранная в местности Кармыльк, состоит из 10 кремневых предметов, а именно, семи отщепов мелких (до 3 см) и средних (до 5 см) размеров, пластинки, осколка и двусторонне обработанного наконечника стрелы. Изделий со вторичной обработкой, помимо упомянутого наконечника, три. Это боковой скребок со слабовыпуклым рабочим краем, оформленным полукрутой ретушью на левом крае первичного отщепа; нож на отщепе средних размеров; обломок неопределенного орудия. Остальные четыре отщепа представляют собой сколы оформления двусторонне обработаных орудий. Двустронне обработанный наконечник стрелы относится к типу подтреугольных с вогнутым основанием. Аналогичные наконечники стрел встречаются в основном на памятниках позднего периода чойновтинской культуры (Стоколос, 1997. С. 237). Исходя из технико-типологических показателей описанных. предметов, собранные материалы могут быть отнесены периоду ранней бронзы (первая половина II тыс. до н.э.).
Литература:
Стоколо, B.C. Энеолит и бронзовый век // Археология Республики Коми. - М., 1997. |