В верхней части села Корткерос, метрах в трехстах к востоку плещутся два озера – Вад-ты и Виям-ты. Между ними на возвышении растут деревья «любви», сросшиеся высокая огромная седая ель и такая же сосна с семью стволами, один из которых, что с севера, вьется вокруг ствола ели. С места срастания, что на высоте 1,5 – 2 метров, стволы расходятся, образуется пространство вроде грота, где можно отдохнуть 2-3 людям.
Никто не может объяснить, как появилось это «чудо». Некоторые объясняют это так: сосна и ель срослись как два любящих человека, прожившие вместе целую вечность. Учитывая мифы коми народа, можно предположить, что так называемое Дерево любви относится к категории семейного вожапу. И что мужчина – добытчик, которого символизирует сосна, умер, а женщина не перенесла с ним горя. Их похоронили вместе, посадили на общей могиле сосну и ель, обломали вершинки, чтобы тени умерших не тревожили живых. Несколько сотен лет сосна и ель взаимно прорастали корнями, стволами, ветвями и стали фактически единым целым.
В метрах в 700 – 800 от дерева «любви» к югу растут еще три сросшиеся подобным образом дерева. Каждое дерево причудливо. Уникально, достойно титула «Памятник природы» и защиты.
|
"Языческая роща" представляет собой участок леса расположенного на левой стороне речки "Кортвис" (пер. с коми «железная протока»), в четырех километрах от села Корткерос. Местность мрачная, пения птиц не слышно, а если и слышно, то далеко за его пределами и только вороны сидят на деревьях и каркают.
В роще большое количество изогнутых и скученных деревьев, имеется много наростов. Почти повсеместно можно увидеть "ведьмину метлу", хотя в обычном лесу за целый день можно ни одной не найти. Существует некоторая закономерность. В местах, где произрастают скрюченные деревья находятся множество ям, чьи то захоронения. По одной версии это могилы вогулов, древних манси, по другим, это чудские ямы, но точно не определено. Археологам они интереса не представили, зато после публикации статьи в газете, "черные копатели" осквернили несколько могил. Но видимо ничего ценного не нашли и раскопки на этом закончились.
Исследование при помощи биорамки выявил ряд аномалий. В местах, где росли скрюченные деревья и были могилы, рамки вращались. При сканировании периметра леса, через каждые примерно метров 15 рамки делали полный оборот. Причина аномальности данной рощи возможно, геологический разлом. Роща имеет почти ровную дугообразную форму. Могилы так же дают патогенное излучение, но какого - то иного характера.
(Информация с сайта: http///www.ufo-komi.narod.ru) |
Лет семь назад житель Катыда, верхнего конца села Корткерос, В. Куров показал мне так называемое «Дерево любви» на берегу озера Виямты. От крутого поворота автодороги надо спуститься по косогору к третьему озерцу, над которым вознеслись ввысь пронизавшие друг друга кроны сосны и ели. При подходе они напоминают очень большой стог.
У них мощная корневая система, по сути дела, один общий - обожженный костром - ствол... Скорее всего, как вспоминает мой 40-летний сосед Николай Казаков, сосну обожгли в годы детства его сверстники, они там любили плавать по озеру на плоту, жечь костры, играть в прятки... Примерно на высоте чело-веческого роста главный ствол разветвляется. Ствол и отростки образуют, подобие грота, в котором могут отдохнуть два-три человека...
Несложно сообразить, почему именно Деревом любви называют это чудо природы: сосна и ель срослись и взаимопрониклись, как два любящих человека, прожившие вместе целую вечность...
Никто не может объяснить, как появилось это чудо. Что же мешает нам предположить, как это могло случиться?.. Возможны, по меньшей мере, три варианта. Естественный: ветерок занес в одну ямку семена сосны и ели. Из них проклюнулись деревца и начали взаимно прорастать корневыми системами, стволами, ветвями... Генный вариант, как предположил краевед Анатолий Смилингис. Когда диковинные деревья подросли и сами стали семенниками, их семечки «запомнили» причудливую игру природы и воспроизвели ее.
Лично я считаю, что в данном случае молодому деревцу - творению природы - помог человек. Любители садоводства и сами запросто могут повторить такой эксперимент. Сделать, к примеру, срез в области корневой шейки сестер - березы и ольхи, соединить их, залить садовым варом и посадить в одну ямку... И вот подрастает у дома береза-ольха... Что мешало нашим предкам точно так же соединить сосну, ель, а то и пихту к ним добавить для разнообразия?!.. Такое дерево - сосну-пихту-ель я встретил неподалеку от колхозного пункта дойки, у старой тропы в сторону исчезнувшей деревни Наволок «на старой реке Вычегде», в которой, по свидетельству И. Жеребцова, еще в 1646 году насчитывалось три двора. В ту далекую пору в деревне Кортовской «на устье курьи» проживал ее основатель Артем Казаков с сыновьями Семеном, Гавриилом и Афанасием. А чуть ниже по Вычегде на притоке - «реке Кие» - пускала дымок в задумчивое небо керка братьев Евдокима и Семена Казаковых с сыновьями...
Не в ту ли седую древность уходят корни сращенных, как я полагаю, знаковых, межевых деревьев, обозначавших границы промысловых угодий соседствующих семей?!.. Ведь у каждой было свое дерево - тотем, оберег, покровитель рода. И в таком случае эти деревья можно назвать деревьями согласия и мира, посаженными в знак добрососедских отношений на вечные времена.
В последнее годы сам по себе, избродил я леса между ручьем, питающим Вадты и Виямты, и старым руслом Вычегды - Кортвисом... А кружковцы из Дома пионеров и школьников прошла по маршруту предлагаемой нами историко-экологической тропы. С восторгом открыли для себя юные краеведы лесных великанов, рядом с которыми, как оспины, виднелись то холмики, то ямки загадочного происхождения... Только вдоль Кортвиса ребята насчитали 16 деревьев - памятников природы и даже придумали им имена: Семья, Мальчик с матерью, Старый колдун, Дикобраз, Папа, Мама и дочка, Молящийся небу и т.д. В августе - сентябре каждая прогулка в окрестностях предполагаемой экскурсионной тропы открывала мне новые и новые причудливые деревья. Их здесь десятка три, если не больше. Величавой, невозмутимой неповторимостью они приводят душу в трепет буквально на каждой гривочке. Сложилось ощуще-ние, что необычные деревья - остатки древней свя щенной рощи, в которой наши далекие предки поклонялись своим растительным властелинам. По их представлениям, такие деревья связывали воедино мир нижний и мир верхний, то есть воплотившихся в них Мать - Сыру землю и Отца-Солнце. Эта мысль, как молния, пронзает твое существо у диковинных деревьев.
Вожапу - не миф, а реальность
Коми были православными, но вместе с христианской религией все еще сохранили многие верования, легенды и ритуалы дохристианских языческих культов... Существовала, оказывается, во времена давние традиция вместо крестов и памятников сажать в ногах у покойного дерево, как правило, сосну с развилкой и обламывать (или обрезать) главный ствол... Зачем?.. Чтобы защитить себя от возвращения ушедших - в особенности умерших не своей или необычной смертью - в образе теней нижнего мира... Вожапу - назывались такие деревья. О связанных с ними «преданьях старины глубокой» подробно рассказывается в энциклопедии «Коми мифология». Считается, что у вожапу два сердца, что через их развилку можно увидеть путь в иной мир, через нее якобы проходит дорога лешего, и преградить ее можно лишь с помощью огня... Большинство причудливых лесных великанов урочища Катыд, безусловно, относятся к категории вожапу. У многих из них виднеется усохший обломок ствола, да и растут они изямок осевших могил...
Если вдумчиво изучишь топографию местности, то поймешь, что стыки угодий обозначены совместно посаженными сращенными деревьями. Одно из них - сосну-ель у Виямты корткеросцы называют «Деревом любви». И у каждой семьи, скорее всего, в угодьях было свое место захоронения, которое и сегодня распознаешь по вожапу: сосне с двойной или множественной развилкой при обычной смерти и ели, когда человек наложил на себя руки... Так называемых заложных покойников (колдунов, ведьм, самоубийц, пропойц, некрещеных детей) хоронили за рекой. В данном случае - на острове за Кортвисом (Старой Вычегдой), где также встречаются вожапу...
Время неумолимо течет меж вечно зеленых ветвей, шепчущихся с нами голосами прапредков. Оно не щадит ни нас, порой злоупотребляющих своей «всевластностью», ни лесных великанов. Некоторые из них опалены, надтесаны, превращены в безобразные обрубки или пни. Раньше такое было невозможно. Мудрый обычай запрещал трогать деревья памяти, использовать их в строительстве или на дрова, что навлечет несчастье на дом порубщика. Я рассказал о нем соседу, а тот мне в ответ:
- А чем мы печи топить будем?..
Нет сложности в том, чтобы заполучить в лесу делянку или просто купить дрова. Проблема в том, чтобы сохранить уникальные деревья - памятники природы и истории, собранные так кучно в доступном для подрастающих поколений месте. Практически - на окраине райцентра. Инициативная группа и автор этих строк просят Корткеросскую администрацию принять I решение о том, что лесное урочище Катыд является заказником «Священная роща». Другого такого собрания лесных исполинов нет во всей республике, и, может быть, его следует считать охраняемым, объектом республиканского значения, где можно проводить всевозможные экскурсии, слеты, соревнования.
В уникальном местечке есть все признаки древних захоронений, чудских ям, поэтому оно достойно внимания и изучения ученых - биологов и археологов.
В. ДЕМИДОВ.
«Красное знамя». – 2001. - 11 октября
Деревья из "Причудивой рощи" . фото В.Н. Шестакова.
|